Меню

Акты проверок застройщиков жилых домов

Акты проверок застройщиков жилых домов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2020 г. № 1336 “Об утверждении требований к организации и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости” (документ не вступил в силу)

В соответствии с частью 2 1 статьи 23 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования к организации и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвердить в пределах установленной в субъекте Российской Федерации штатной численности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации норматив штатной численности работников органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для обеспечения выполнения полномочий, возложенных на такие органы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 сентября 2020 г. N 1336

Требования
к организации и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости

1. Настоящий документ устанавливает требования к организации и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее — государственный контроль (надзор) в области долевого строительства).

2. Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства осуществляется посредством:

а) организации и проведения внеплановых проверок выполнения лицами, привлекающими денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе застройщиками, в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее соответственно — лица, привлекающие денежные средства участников долевого строительства, застройщики), обязательных требований, установленных указанным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — законодательство об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости);

б) организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, лицами, привлекающими денежные средства участников долевого строительства;

в) организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с застройщиками;

г) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений лицами, привлекающими денежные средства участников долевого строительства.

3. Организация и проведение внеплановых проверок выполнения лицами, привлекающими денежные средства участников долевого строительства, обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, осуществляются по основаниям, установленным пунктом 11 статьи 23 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

4. Организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, лицами, привлекающими денежные средства участников долевого строительства, осуществляются в соответствии со статьей 8 2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами».

5. К мероприятиям по контролю без взаимодействия с застройщиками относятся:

а) анализ ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства (далее — ежеквартальная отчетность застройщика);

б) наблюдение за соблюдением застройщиком обязательных требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости посредством анализа информации, обязанность по раскрытию которой возложена на застройщика в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

Читайте также:  Разрез жилого дома dwg

в) наблюдение за соблюдением застройщиком обязательных требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости к составу, порядку, способам, срокам и периодичности размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

6. Мероприятия по контролю без взаимодействия с застройщиками проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в области долевого строительства в пределах своей компетенции на основе заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) в области долевого строительства.

7. Анализ ежеквартальной отчетности застройщика осуществляется в целях формирования выводов:

а) о соблюдении застройщиком сроков представления в орган государственного контроля (надзора) в области долевого строительства ежеквартальной отчетности застройщика и требований к ее составу;

б) о наличии либо отсутствии признаков нецелевого использования застройщиком средств участников долевого строительства;

в) о соблюдении застройщиком нормативов оценки финансовой устойчивости своей деятельности;

г) о соблюдении застройщиком сроков исполнения им договорных обязательств перед участниками долевого строительства;

д) о соблюдении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства.

8. В случае выявления нарушений обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с застройщиками должностные лица органа государственного контроля (надзора) в области долевого строительства принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений. По результатам анализа ежеквартальной отчетности застройщика должностные лица органа государственного контроля (надзора) в области долевого строительства направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора) в области долевого строительства мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки.

Обзор документа

Установлены требования к организации и проведению контроля (надзора) в отношении лиц, привлекающих средства дольщиков. В частности, к таким лицам относятся застройщики.

Предусмотрены внеплановые проверки, профилактика нарушений обязательных требований, контроль без взаимодействия с застройщиками, пресечение и (или) устранение последствий выявленных нарушений.

Без взаимодействия проводятся анализ ежеквартальной отчетности и обязательной к раскрытию информации, наблюдение посредством ЕИС жилищного строительства.

Акт о недостатках объекта долевого строительства

Если во время осмотра объекта долевого строительства дольщик выявил какие-либо его недостатки или несоответствия плану, то он может потребовать у застройщика составить акт о недостатках. Такой документ не дает сторонам подписать акт приема-передачи объекта долевого строительства, пока не будут устранены недостатки. Какая информация должна быть указана в акте о несоответствии, рассказываем в статье.

Порядок приема и сдачи объекта

Заключать договор долевого участия могут как физические лица, так и юридические. Регулирует вопросы, связанные с данной сферой, ФЗ №214 от 30 декабря 2004 года. Согласно ему, порядок приема объекта следующий:

  1. Застройщик посылает письменное уведомление дольщику о завершении строительства и готовности помещения к сдаче.
  2. Дольщик должен провести осмотр помещения и принять объект в течение 7 дней или в тот период, который был указан в договоре ДУ.
  3. Если были выявлены недостатки, то составляют соответствующий акт. Делается это до подписания акта приема-передачи объекта.
  4. До устранения недостатков дольщик имеет право не подписывать приемо-сдаточный акт.

К сведению! П.5 ст.7 ФЗ №214 гласит, что на объект строительства устанавливается гарантийный срок не менее 5 лет (исключение — инженерное и технологическое оборудование). Такая информация прописывается в договоре ДУ. Поэтому дольщик в течение этого времени имеет право предъявить претензию застройщику и потребовать компенсации вреда.

Что нужно проверить

Состояние помещения проверяют визуально по следующим пунктам:

  • внешний вид, отделочные работы;
  • техническое состояние помещений;
  • состояние коммуникаций: водопровод, электрика, отопление и т.д.

О том, каким должно быть готовое помещение, указано в договоре ДУ. Кроме того, можно использовать такие документы, как: проект помещения, технический регламент, другие документы, где может быть указано состояние квартиры на момент передачи. Также можно пригласить эксперта для консультации о состоянии принимаемого помещения. Опираясь на данные документы и экспертное мнение, можно доказать, что объект имеет несоответствия заявленному результату.

После того как недостатки будут оговорены, стороны составляют соответствующий акт, далее застройщик должен будет устранить все перечисленные несоответствия или уменьшить стоимость в договоре, или возместить дольщику расходы на самостоятельное устранение недостатков.

Читайте также:  Поставить каркас дома под крышу 6х6

Если застройщик отказывается от подписания такого документа, то дольщик имеет право составить акт в одностороннем порядке. Готовый документ затем отправляют почтой застройщику. Письмо должно быть заказное, с уведомлением о вручении.

Общие сведения об акте

Форма документа законодательно не утверждена, поэтому стороны составляют ее самостоятельно и согласовывают. Для составления акта можно также обратиться к юристу. Текст не должен содержать ошибок, опечаток, искажения фактических данных, поскольку документ может быть использован в суде.

Составляем акт

Правильно составленный акт о недостатках (о несоответствии) объекта долевого строительства должен содержать такую информацию:

  1. Наименование документа, место и дату его создания.
  2. Наименование сторон, ФИО и должности их представителей, если стороны — юридические лица. Если дольщик физическое лицо, он указывает свое ФИО, дату рождения, паспортные данные. Также для юридических лиц нужно указать тип документа, на основании которого он действует.

  • По пунктам указывают суть акта:
    • застройщик предоставил для осмотра и приема объект долевого строительства, характеристики объекта нужно указать;
    • застройщик предоставил документы на помещение;
    • во время осмотра выявились недостатки, их необходимо описать достаточно конкретно с указанием на эти характеристики в договоре ДУ; здесь же нужно описать планируемые действия для устранения недостатков, сроки и стоимость работ (весь этот пункт для удобства чтения лучше оформить таблицей);
    • если застройщик отказывается от подписания акта, необходимо это указать.
  • Приложения к акту: договор, технический регламент, уведомление о вручении акта застройщику (если тот отказался подписать акт), иные документы, которые могут доказать наличие недостатков.
  • Подписи сторон с расшифровкой. Печати, если стороны используют их для заверения документов.
  • Если застройщик уклоняется от подписания акта и признания недостатков, то акт прилагается к остальным документам и пишется заявление в суд. В результате суд может признать вину застройщика и обязать его выплатить компенсацию, в том числе и морального вреда (для физических лиц).

    Идеальная ситуация — когда застройщик признает недостатки и исправит их самостоятельно, а дольщик после этого подпишет акт приема-передачи объекта.

    Акты проверок застройщиков жилых домов

    Правительственная реформа, нацеленная на уменьшение проверок предпринимателей, в сфере долевого строительства не дала результата. Количество проверок здесь резко возросло.

    Как сообщил председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев (на фото ниже), в будущем году количество проверок застройщиков будет увеличено вдвое.

    Если в 2018 году Комитет планирует провести 90 плановых проверок деятельности московских застройщиков, то в следующем году их количество составит 181. Из них одиннадцать будут инициированы в отношении предприятий, отнесенных к категории «малых» и 48 — в отношении микропредприятий.

    Ранее Константин Тимофеев выступал против внесения поправки в 214-ФЗ в части закрепления правила «одно разрешение на строительство на один объект». Как заявлял чиновник, данное изменение вызовет двукратное увеличение числа строящихся проектов и, соответственно, количества застройщиков, что повлечёт за собой двукратное увеличение объема проверок.

    Заметим, что увеличение проверочной нагрузки на застройщиков идет вразрез с приоритетной программой «Реформа контрольной и надзорной деятельности» принятой 21 декабря 2016 года по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию.

    Одна из целей, обозначенных в данной программе — снижение административной нагрузки, по сравнению с 2016 годом, при осуществлении государственного контроля (надзора) не менее чем на 20% к концу 2018 года и на 50% к концу 2025 года, а также снижение уровня материального ущерба — на 30%.

    Еще в 2016 году глава Правительства РФ Дмитрий Медведев (на фото) поставил задачу перехода к современной модели контроля, которую принято называть партнерской, сервисной. Одним из основных ее показателей должно стать не количество проверок, а развитие бизнеса.

    Как уже информировал портал ЕРЗ, количество застройщиков-банкротов растет, а значит растет и уровень материального ущерба. И вряд ли увеличение количества проверок поможет переломить данную тенденцию.

    Напомним, порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами государственного контроля установлен 294-ФЗ.

    В соответствии с данным законом плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

    Вместе с тем в ч.10 ст.23 214-ФЗ установлены иные основания для проведения плановой проверки в отношении застройщиков привлекающих денежные средств участников долевого строительства, а именно:

    • истечение одного года с даты выдачи лицу, привлекающему денежные средства граждан для строительства, разрешения на строительство;

    • истечение одного года с даты окончания проведения последней плановой проверки такого лица на территории субъекта РФ, на которой осуществляется строительство.

    Примечательно, что 294-ФЗ предусматривает: Правительством РФ может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок в случае, если при организации государственного контроля применяется риск-ориентированный подход.

    Читайте также:  Планировки частных домов двухэтажных с гаражом

    Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 утвержден перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.

    Указанный акт 2 марта 2017 года был дополнен пунктом 3.1, согласно которому Минстрой России должен был внести до 15 мая 2017 года в Правительство РФ проекты актов об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности в отношении государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

    Проект такого документа был разработан и в апреле 2017 года размещен на официальном сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актов, но до настоящего времени не принят.

    С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года действует мораторий на проведение проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

    9 февраля 2018 года письмом №76/2-156-2018 Генеральная прокуратура разъяснила, что объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности.

    294-ФЗ устанавливает, что в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы госконтроля (надзора) направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.

    До 1 октября года, органы прокуратуры рассматривают проекты этих планов на предмет законности включения в них объектов контроля и вносят предложения руководителям органов контроля об устранении выявленных замечаний.

    До 1 ноября года органы контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.

    До 1 декабря года органы прокуратуры обобщают поступившие от органов контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ.

    До 31 декабря текущего календарного года Генпрокуратура формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте.

    Другие публикации по теме:

    Ипотеку, погашение которой осуществлялось с использованием средств маткапитала, можно будет рефинансировать

    На портале проектов нормативных правовых актов был опубликован проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменения в п.15(1). Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».

    В настоящее время положениям п.п.в, г п. 15(1) Правил установлено, что при направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий владелец сертификата обязан оформить жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского (семейного) капитала, в общую собственность владельца сертификата, его супруга и детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев:

    после полной выплаты задолженности по кредиту (займу), средства которого полностью или частично были направлены на приобретение (строительство, реконструкцию) жилого помещения или на погашение ранее полученного кредита (займа) на приобретение (строительство, реконструкцию) этого жилого помещения, и погашения регистрационной записи об ипотеке указанного жилого помещения;

    после снятия обременения с жилого помещения — в случае приобретения или строительства жилого помещения с использованием ипотечного кредита (займа).

    Таким образом, действующие нормы не позволяют гражданам, направившим средства материнского (семейного) капитала на погашение ипотечного займа на приобретение жилого помещения, рефинансировать указанный ипотечный займ.

    Как отмечают разработчики документа, «данная правовая коллизия связана с тем, что в результате рефинансирования первоначального ипотечного займа с жилого помещения снималось обременение первого кредитора, и в соответствии с п.п. г п. 15(1) Правил указанное жилое помещение необходимо было оформить в общую собственность семьи владельца сертификата, в то время как на данное жилое помещение с момента государственной регистрации договора об ипотеке, в соответствии с законодательством, регулирующим правоотношения в сфере ипотечного кредитования, накладывалось обременение нового кредитора, рефинансировавшего первоначальный ипотечный займ».

    Проект Постановления предлагает признать утратившим силу п.п.г п.15(1) Правил, в результате чего оформление в общую собственность жилого помещения, приобретенного с использованием заемных средств и средств материнского (семейного) капитала, должно быть осуществлено в течение 6 месяцев после полной выплаты задолженности по кредиту и погашения регистрационной записи об ипотеке, что позволит гражданам рефинансировать ипотечный кредит, погашение которого осуществлялось с использованием средств материнского (семейного) капитала, при этом разрешения органов опеки и попечительства в указанном случае требоваться не будет.

    Дата окончания независимой антикоррупционной экспертизы документа — 31 марта 2021 года.

    Другие публикации по теме:

    Adblock
    detector