Меню

Алвар аалто частные дома

Алвар аалто частные дома

Хельсинки: «Дом и ателье Алвара Аалто»

К северо-западу от центра финской столицы находится район Мунккиниеми / Munkkiniemi, вошедший в состав Большого Хельсинки в начале 20-го века. В 1914-м году из центра Хельсинки в Мунккиниеми была проложена трамвайная линия, но строительство на новых городских территориях надолго остановила война и последовавшие за ней события. Освоение района продолжилось лишь во второй половине 1920-х.

В 1935-м году Алвар Аалто, переехавший двумя годами раньше в столицу из Турку, купил для своей семьи в Мунккиниеми участок земли для постройки собственного дома. Ровно через год после покупки земли дом уже был полностью готов для проживания, и Алвар Аалто с женой, дочерью и сыном переехал из съёмной квартиры в свой собственный дом.

Первоначально архитектор планировал выстроить здесь только жилой дом, но очень скоро Аалто пришёл к решению совместить семейное жилище и своё бюро, при этом чётко разделив рабочее и приватное пространства.

Двухэтажный дом имеет форму латинской буквы «L».

При этом в более коротком «основании» буквы расположен офис, а длинную верхнюю часть занимает собственно жилая квартира.

Внешние стены дома представляют собой комбинацию из грубо оштукатеренного, выкрашенного в белый цвет кирпича и очень тёмного дерева.

Главный вход в дом ведёт непосредственно с улицы. При этом на открытом уличном фасаде находятся всего два окна: одно — лестничное, второе — комнаты секретарши.

Частная территория закрыта от глаз прохожих глухим кирпичным забором.

В этот глухой двор в сторону улицы выходит только окно кухни.

Дом с трёх сторон окружён небольшим садом, и сад по максимуму связан со всеми помещениями дома.

Сам дом стоит на вершине холма, под которым находится большое спортивное поле, обустроенное ещё в начале 20-го века для находившейся по соседству кадетской школы. Придомовый сад семьи Аалто имеет два уровня.

На верхнем уровне обустроено небольшое патио, на которое можно выйти непосредственно из комнат первого этажа.

Сбоку от патио находится крытая лоджия. На втором этаже дома есть ещё и большая открытая терраса.

В доме имеется сразу несколько входов: главный, несколько выходов непосредственно в сад и отдельная дверь для прислуги, устроенная не по причине снобизма хозяев, а исключительно ради заботы о соблюдении приватности жизни прислуги.

За главной входной дверью находится прихожая, из которой дверь справа вела в кабинет секретарши (сейчас там касса музея). Из секретарского кабинета сотрудники бюро, а их в разное время было от 10 до 20 человек, попадали непосредственно на свои рабочие места.

Большое и светлое помещение ателье занимает в высоту два этажа.

Рабочие места сотрудников освещаются большим окном, поднятым на верхний уровень.

Для себя маэстро обустроил уголок, освещённый двумя окнами, выходящими в сад.

Читайте также:  Проект дома 12х12 с мансардой без гаража

Ателье обогревалось большим камином, перед которым стоит спроектированный Аалто диван.

Короткая лесенка слева от камина ведёт в маленькую комнатку, служившую библиотекой.

Ещё одна лестница ведёт на галерею, по которой можно пройти на открытую верхнюю террасу, а через неё попасть на второй этаж жилой части дома.

Третья узенькая лестница в углу ателье ведёт вниз, в находящуюся в цоколе здания сауну.

Широкая сдвижная деревянная перегородка отделяет рабочее ателье от гостиной семьи Аалто.

Попасть в гостиную можно и из прихожей.

Огромные панорамные окна комнаты обращены в сад. На этой же стене есть дверь, ведущая в прилегающее к дому патио.

Противоположная от окна стена выложена крашеным белой краской кирпичом. Да, оказывается, и модные кирпичные стены, и сдвижные перегородки, впрочем, как и многое другое, придумали уже задолго до нас.

Алвар Аалто во всех своих постройках, начиная от частных жилых домов и заканчивая огромными общественными зданиями, всегда выступал не только как архитектор, но и как дизайнер интерьеров. Он сам придумывал мебель, светильники, сантехнику. Изготовлялись все предметы интерьера на созданной Аалто фабрике «Артек», кстати, существующей и поныне.

При этом работы Аалто никогда не были просто бестолковыми арт-объектами, ему всегда удавалось совместить эстетику, функционал и комфорт.

Постоянным партнёром по дизайну была его первая жена, тоже архитектор по профессии, Айно Аалто. Её главным увлечением было стекло. Айно умерла в 1949-м году в возрасте 55 лет, а созданные ею вазы и стаканы стали классикой дизайна и до сих пор выглядят актуально и стильно.

Естественно, в собственном доме Айно и Алвар по максимуму использовали свои собственные творения.

Сейчас очень многие предметы мебели и светильники активно копирует небезызвестный шведский концерн, но вот только качеством материалов и исполнением ему до подлинников, увы, как до Луны.

Стены гостиной украшают полотна, подаренные Аалто его друзьями-художниками.

Гостиная плавно переходит в небольшую столовую, центральное место в которой занимает стол.

Вокруг стола стоят старые итальянские стулья, которые Айно и Алвар купили в Венеции во время свадебного путешествия.

Эти стулья и рояль в гостиной, пожалуй, единственные предметы, созданные не самими хозяевами дома.

Одну стену столовой занимает большое окно, обращённое в сторону сада.

А вот противоположную стену заменяет хитроумной конструкции двусторонний буфет, в полки и ящики которого можно залезть и со стороны столовой, и со стороны кухни. Кроме того, в буфете есть сдвижная перегородка, закрывающая или открывающая сквозное окошко.

Дверь рядом с буфетом выходит в узкий коридорчик, который ведёт из прихожей в хозяйственную часть дома. По другую от столовой сторону коридорчика расположена кухня, а за ней две комнаты для прислуги.

Читайте также:  Освещение террасы частного дома

Узкая лестница ведёт из прихожей на второй этаж.

Лестница приводит в проходное помещение, служившее семье исключительно приватной общей комнатой.

Общая комната второго этажа не имеет входной двери и представляет собой просто открытое пространство.

В этой комнате члены семьи любили читать, дети здесь часто делали домашние задания.

Всю внешнюю стену занимает большое окно. В правой стене находится дверь, ведущая на террасу второго этажа.

Напомним, что на эту же террасу можно попасть с галереи ателье.

В стене слева находятся две двери, ведущие в комнаты дочери и сына. Изначально это была одна большая детская, но когда дети немного подросли, родители решили обеспечить каждого из детей личным пространством.

Левая половина бывшей детской была оборудована в комнату дочери.

Правая половина досталась сыну.

В углу этой же левой стены расположен вход в спальню супругов.

К спальне примыкает небольшая гардеробная.

Справа от лестницы, тоже в углу, находится вход в гостевую комнату.

Мы уже говорили, что общая комната второго этажа представляет собой открытое пространство. Лишь камин и экран из деревянных планок отделяет комнату от узкого прохода, в котором расположены две двери, ведущие в ванную и туалет.

Ванная комната оборудована ванной, двумя раковинами и биде.

Кстати, форму раковин Алвар Аалто разработал сам несколькими годами раньше для построенного им санатория в Паймио. Благодаря такой непривычной, по крайней мере, в то время, форме льющаяся вода не создаёт шума.

Алвар Аалто прожил в созданном им самим доме 40 лет вплоть до своей смерти в 1976-м году. В этом доме выросли его дети, сюда через три года после смерти жены Айно он привёл свою вторую жену Элиссу, которая, кстати, тоже была архитектором.

Видимо Аалто был полностью доволен «своей крепостью», так как ни о каком новом жилище он не помышлял, да и в этом доме никаких существенных перестроек не затевал. Его дом и на самом деле получился удобным, функциональным и, несмотря на минималистичные интерьеры, а может как раз благодаря им, производит впечатление уютного семейного дома.

Алвар Аалто умер в 1976-м году. До 1994-го года в доме продолжала проживать его вторая жена Элисса Аалто. После её смерти дом стал собственностью Фонда Аалто. В начале 2000-х в здании провели капитальный ремонт, и в 2002-м году в бывшем доме именитого финского архитектора открыли мемориальный Дом-музей.

Музей расположен по адресу Riihitie 20. Добраться до музея от Сенатской площади можно за 20 минут на трамвае номер 4.

Дом, который построил для себя Алвар Аалто

В нашей новой рубрике рассказываем про здания и квартиры, которые архитекторы спроектировали для самих себя. В первом выпуске — Алвар Аалто и его функционалистский дом на окраине Хельсинки.

Читайте также:  Облицовка дома камнем фасад рисунки

Алвар Аалто — финский архитектор-модернист, скульптор, художник и один из создателей «скандинавского дизайна». Помимо проектирования зданий, много работал с мебелью и искал эффективные способы производства, чтобы сделать предметы домашнего быта более доступными.

Среди его самых известных построек — Дворец «Финляндия» в Хельсинки, библиотека в Выборге и церковь Риола в Вергато.

КАК УСТРОЕН ДОМ

Год постройки: 1936

Планировка этажей и чертежи. © The Aalto House

Уютный дом, совмещённый с рабочей студией, Аалто спроектировал вместе с женой Айно. Дом был готов в 1936 году. За два года до этого архитекторы купили участок земли в районе Мунккиниеми на окраине Хельсинки, окружённый нетронутой природой. Архитектор прожил в доме до самой смерти в 1976 году, а до 1955-го в здании располагалось его архитектурное бюро. Сегодня дом открыт для посещения как часть Музея Алвара Аалто.

Здание снаружи

Вдохновением для архитекторов послужила окружающая природа. Аалто использовали в основном натуральные материалы, сочетая их в простых формах здания. Эту постройку Алвара Аалто считают главным отражением его философии: проекты архитектора знамениты своей связью с природой.

Дом проектировали для двух целей — для жизни и работы. В более высокой части здания из белого кирпича располагался офис бюро с рабочими местами для 20 человек. В прилегающей невысокой постройке из дерева и стекла супруги жили. Комнаты и окна расположены так, чтобы большую часть дня здание освещалось естественным образом.

Архитектура здания основана на контрастах: строгий главный фасад против более смелой дворовой части с панорамными окнами и огромной террасой. С улицы дом выглядит непритязательно, но со двора открывается вид на все замысловатые решения архитектора — с цветовыми вкраплениями и вьющимися растениями.

Интерьер

Аалто был убеждён, что ненавязчивый дизайн способен сделать людей счастливее и спокойнее. Этому принципу он следовал и в собственном доме. Внутри жилища много дерева, а также простых функциональных решений. Например, раздвижные двери в японском стиле и небольшой камин. Мебель, сделанная самим архитектором, имеет изогнутую форму, отсылая к любимой идее Аалто о связи с природой.

В комнатах с белыми стенами и высокими потолками лежат берберские ковры, по стенам вьётся виноград. Его лозы подсвечивают фигурные лампы, также созданные архитектором.

Благодаря огромным окнам ночью из офисного помещения открывается вид на звёздное небо, а днём солнце освещает большие столы с архитектурными моделями.

В 1963 году в доме оборудовали небольшую столовую, которую Аалто любил называть «таверной». Здесь архитектор обедал с коллегами по бюро. Он запрещал в этом пространстве говорить о работе, считая важным просто общаться.

Фотографии: © Chen Hao

Нашли опечатку или ошибку? Выдeлите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Adblock
detector