Меню

Ансамбль жилых домов константинопольского патриаршего подворья

Москвич

Дом недели: Константинопольское подворье в Крапивенском переулке ждет cпасения

Шествуя по Петровскому бульвару, сложно не заметить дом, рисунком фасада смахивающий на уютный свитер.

Причудлив узор белых и рыже-коричневых кирпичей. Живописно обрамляют пухлые колонки килевидные оконные проемы.

Однако этому, возможно, всему городу известному зданию, памятнику федерального значения, объекту культурного наследия России (Крапивенский переулок, 4) присвоен статус «ветхость».

Движение «Архнадзор» занесло его в Красную книгу.

Градозащитники констатируют не угрозу, а даже само обрушение несущих балок во внутренних помещениях. В настоящий момент происходит сбор подписей под петицией в защиту Константинопольского подворья и с требованиями немедленной реставрации.

15 октября 1883 года по примеру существовавших в Москве патриарших подворий землю, принадлежащую храму Сергия Радонежского в Крапивках, император Александр III передал во владение Вселенской Патриархии при Всесвятейшем Вселенском Патриархе Иоакиме III.

Так на территории Белого города, заселенного московской аристократией, возникло Константинопольское подворье.

По периметру участка, где прежде в живописном беспорядке стояли домики церковного причта, талантливый архитектор Сергей Константинович Родионов расположил целый комплекс трехэтажных кирпичных зданий с подвалами. Корпуса состыковал между собой. Средний корпус был повернут к храму преподобного Сергия, бесстолпному четверику с тройной апсидой и колокольней. Одновременно с участком площадью 3390 кв. м Константинопольскому патриаршему подворью было передано строение, относящееся к XVIII столетию. Вокруг собора организовался тесный двор неправильной формы.

Казна выделила на реализацию проекта 160 тыс. рублей.

На фасад Родионов перенес смысловую нагрузку, каким-то ветром занесенный в наш московский климат мусульманский узор. Полосатая стилизованная кладка служила напоминанием о географии, восточном местоположении Константинополя, Древней Византии на карте мира.

Дворовые стены, однако, увенчал кирпичный карниз с древнерусскими мотивами, поребриком, полуколонками и прочими узнаваемыми формами из отечественного архитектурного арсенала. Подобная мешанина, эклектика, нисколько не противоречила моде тех времен.

Автор проекта был известным и довольно плодовитым зодчим. Среди построек Сергея Родионова (1859–1925) — дворянские особняки, доходные дома, в том числе здание, напоминающее терем, на Сухаревской площади, 12, московские храмы, синагоги. Родионов служил архитектором Синодального управления, состоял членом комитета по реставрации Успенского собора в Кремле, производителем работ по реставрации Новодевичьего монастыря, где и упокоился.

Женат Сергей Константинович, дворянин из Владимира, был на Софье Николаевне Шаховской, представительнице старинного княжеского рода, племяннице князя Николая Трубецкого. Родионовы владели поместьем в Дмитровском уезде и доходным домом в Борисоглебском переулке в Москве.

Кстати, три корпуса подворья Константинопольского патриархата, занимаемые священнослужителями, перед революцией частично были перестроены, превращены в доходные и сдавались в аренду. Известно, что среди жильцов дома были брат знаменитого тенора Леонида Витальевича Собинова Сергей, также оперный певец, по сцене Волгин, и актер театра Корша Николай Васильевич Светлов (Потемкин).

После революции корпуса подворья нарезали на коммунальные квартиры, преимущественно 4–5-комнатные, по одной семье в комнате.

Храм Сергия Радонежского как храм подворья некоторое время оставался действующим. Службы проводились еще в 1930-е годы. Настоятелем подворья в Москве, представителем патриарха Константинопольского тогда являлся архимандрит Василий (Василий Ватопедский, в миру Василиос Димопулос). Через него были налажены контакты восточных патриархов с церковными организациями и советскими органами власти, в частности, велась переписка предстоятелей Константинопольского патриархата с лидерами «обновленчества» в СССР.

В сентябре 1934 года Димопулос скончался, был отпет в храме преподобного Сергия и похоронен на Ваганьковском кладбище. Преемника в подворье в Крапивенском переулке Константинопольская патриархия ему не назначила, ибо советское руководство на это добро уже не дало. Церковь, разумеется, была немедленно закрыта и простояла в запустении вплоть до 1990-х годов.

А в кирпичных корпусах тем временем по-прежнему обитали жители коммуналок и фирмы-арендаторы. Некоторые пустующие квартиры сквотировали художники. В 1990-е годы здание, переданное в бессрочное безвозмездное пользование Московской патриархии, Синодальному отделу религиозного образования и катехизации, пытались расселить с предоставлением жильцам тринадцати квартир в районе Коровино. У одиннадцати семей, проживающих в ЦАО, эта инициатива сочувствия не встретила.

Отдел религиозного образования в настоящий момент является собственником нежилых помещений, жилые же разделены на собственность Москвы и собственность физических лиц. В настоящий момент постройки Родионова (1887–1892) разрушаются, поврежденная осадками кровля протекает, фундамент проседает, окна разбиты, византийские фасады зарастают деревьями, помещения покрыты плесенью. И тем не менее в этих невыносимых условиях продолжают жить люди, а Москва — терять уникальное архитектурное творение.

Читайте также:  Как заделать трещину по наружной стене дома

Фото: ©Алёшина Оксана, ©Яна Королёва, ©Free Wind/Фотобанк Лори

Дома Константинопольского подворья, Крапивенский пер., 4

Константинопольское патриоршее подворье — комплекс зданий в Москве, расположенных в Крапивенском переулке. Возведены в 1887—1892 годах по проекту архитектора Сергея Родионова для организации подворья Вселенской патриархии

Предположительно, одноглавую церковь Сергия Радонежского в Крапивниках, к которой относилась территория подворья, возвели в 1591 году. Она расположена напротив юго-восточной стены Высоко-Петровского монастыря, основанного митрополитом Петром в XIV веке и обязанного своим расцветом покровительству Петра I и его родственников Нарышкиных. Самые ранние упоминания об участке близ церкви датируются 1677 годом и связаны с произошедшим пожаром. https://vladimirtan.livejournal.com/1034986.html

Во время нашествия французов в 1812 году церковь была разграблена и, видимо, сильно пострадала. Указом Святейшего Синода от 9 апреля 1813 года ее как бесприходную приписали к церкви Григория Богослова, что близ Дмитровки.В 1848 году о передаче Сергиевского храма для устройства подворья ходатайствовали представители Афонского Пантелеимонова монастыря, однако священнослужители и прихожане Григорие-Богословской церкви уступить приписной храм афонитам не согласились. Митрополит Филарет также был против устроения в Москве Афонского подворья. В 1870 году прихожане и причт Григорьевского храма снова отказались передать Сергиевскую церковь, теперь уже для устройства Сербского подворья.

В 1875 году «церковь была возобновлена прихожанами с позолотою всех трех ее иконостасов.

К началу 1880-х годов в Москве не осталось приписных церквей- в 1883 году перестал быть приписным и Сергиевский храм: по указу Александра III от 15 ноября 1883 года храм и прилегавшие к нему 675 саженей земли передали в ведение Вселенской патриархии для обустройства Константинопольского подворья. .

Под руководством архитектора Сергея Родионова в 1887-м возвели западный корпус, через три года окончили строительство среднего здания, находящегося позади церкви, а к 1892 году завершили работы над северо-восточным крылом подворья. Сооружения окружили церковь с востока и юга, расположившись по периметру участка.

Константинопольское подворье выполнили в уникальном для Москвы исламском стиле. Однако некоторые исследователи находят горизонтальное членение фасадов характерным для русской архитектуры конца XIX века. Наличники верхнего ряда окон заключили в килевидные проёмы и отделали византийскими колоннами.

После Октябрьской революции храм Сергия Радонежского некоторое время продолжал работать, однако к 1922 году его закрыли, а подворье ликвидировали. В освободившихся постройках расположились различные учреждения и коммунальные квартиры. Богослужения в церкви возобновились только в 1991-м, а через год часть комплекса передали в ведомство отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви. Однако в одном из зданий сохранились жилые помещения.

Необычные места Москвы: Константинопольское патриаршее подворье или дом с приведениями.

Гуляя в центре Москвы порой можно совершенно случайно встретить нетипичные для нашей столицы старинные постройки, как например этот пестрый кирпичный дом в Крапивенском переулке, на углу Петровского бульвара.
Что это? Жилое здание или дом, который занимает какая-то организация? Может быть это бывший особняк какого-то зажиточного купца с богатой фантазий, построившего себе такой дивный теремок?

Решила присмотреться поближе к этому интересному строению и выяснилось, что это не просто дом, а целый комплекс зданий, окружающих полукругом небольшую церквушку — Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Храм старинный, построенный в 1591 году. Вокруг него в те времена стоял приходской дом, в котором жили священнослужители местной церквушки. В некрополе этой церкви были похоронены представители княжеского рода Ухтомских, княгиня Е.М. Дашкова и другие известные люди того времени.

А в 1883 году император Александр III передал Вселенской патриархии храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках и 675 пядей земли рядом с ним для обустройства Константинопольского подворья.

Строительство подворья обошлось казне в 160 тысяч рублей, руководил им известный архитектор Сергей Родионов. Комплекс зданий Константинопольского подворья состоял их нескольких трехэтажных строений общей площадью около 3390 кв. м. из окрашенного красно-бело-коричневого кирпича, выложенного полосатой византийской кладкой.

Стены были украшены витиеватым орнаментом, над окнами возвышались арки, переходящие в колонны, в карнизе же просматривались древнерусские мотивы. Видимо, Родионов таким образом хотел подчеркнуть, что резиденция Константинопольского патриарха находится на территории бывшей Византии, а само подворье — на земле русской.

На одном из фасадов здания долгое время висели каменные памятные доски с надписями по-гречески и по-русски: «В царствование Александра III было открыто подворье при Вселенском Патриархе Иоакиме III, в лето 1883 года. Здания сего Константинопольского подворья воздвигались в Патриаршество Дионисия V, при первом настоятеле его архимандрите Серафиме, в 1887–1892 годах. Постройки исполнены архитектором С. К. Родионовым».

В этих домах расположились архимадрит, иеромонах и другие служители церкви, а часть зданий была оборудована под доходный дом и сдавалась в аренду. Жильцами этих необычных домов были брат знаменитого тенора Леонида Собинова Сергей, тоже оперный певец, и актер театра Корша Николай Васильевич Светлов.

Читайте также:  Перекрытие плитами первого этажа частного дома

После революции 1917 года храм Преподобного Сергия Радонежского в # Крапивниках некоторое время оставался действующим, а потом на волне уничтожения всего связанного с религией, он был закрыт, также как и весь комплекс зданий ему принадлежащий. В 30-е годы в нем было кустарное производство по заточке коньков, ведь совсем рядом находился каток “Динамо”.

В красивых же пестрых домиках расположились различные советские учреждения, а часть их была отдана под 4-5-комнатные коммунальные квартиры, где в каждой комнате ютилось по семье.

И только в 1991 году храм Преподобного Сергия Радонежского был освящён Патриархом Алексием II и вновь стал принадлежать Константинопольскому патриаршему подворью.

Фасады исторического здания подворья, выходящие на # Петровский # бульвар, были в те годы отреставрированы, но большая часть комплекса находится в плачевном состоянии и он постепенно разрушается, местами прямо из кирпича растут побеги молодых деревьев, а цветной кирпич рассыпается на глазах.

Здесь все еще продолжают жить несколько семей, отказавшиеся переселяться из старого центра Москвы, хотя комплекс зданий # Патриаршего # подворья выглядит фактически нежилым — пустые глазницы запыленных грязных окон, полуразрушенные входы в подъезды.

А вот среди арендаторов дома с годами обросли нелестной славой: считалось, что они были частично построены на месте некрополя храма Преподобного # Сергия # Радонежского, и в них нередко можно было встретить привидений.

Люди, работавшие в офисах, которые ранее были размещены в комплексе зданий, поговаривали, что в них происходят странные вещи: им казалось, что кто-то незримо за ними наблюдал, по коридорам сквозил ветерок, двери поскрипывали и сами собой открывались и закрывались, кто-то наблюдал мимолетные тени, и многие здесь испытывали неприятное беспокойство.

Говорят, что некоторые арендаторы местных помещений даже съезжали от греха подальше из злополучного дома.

Сегодня Константинопольское патриаршее подворье включено в Красную книгу Архнадзора — каталог объектов культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой разрушения, но когда его приведут в надлежащий вид — остается только догадываться.

Понравилась статья? Поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал «Надюшка -путешественница» , я буду стараться радовать вас интересными статьями и видео.

Ансамбль жилых домов константинопольского патриаршего подворья

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Москва, как она есть. Крапивенский переулок

Название известно с XIX в. и обычно связывается с якобы находившимся здесь урочищем Крапивники или Крапивки — глухой местностью, поросшей крапивой. Но документальных данных о местности с таким названием нет. Достоверно известно лишь, что здесь существует (с конца XVI в.) церковь Преподобного Сергия Радонежского что в Крапивках. Но это определение относительно позднее (в древности местоположение церкви определялось как в Старых Серебренниках, в Сторожах, у Трубы). Известно также, что в 1752 г. одним из домов переулка владел коллежский асессор Алексей Крапивин. Так что не исключено, что переулок получил название по домовладельцу, а именование церкви возникло по переулку. Ранее переулок назывался также Сергиевский (по упомянутой церкви) и Старый Серебреницкий — по серебренникам, переселившимся сюда из прияузской слободы Старые Серебряники.

Бывший доходный дом Г.П. Лазарика

Бывшая усадьба Львовых — Одоевских

В 1754 г. «в Белом городе на Петровке близ Петровского монастыря в приходе церкви Сергия Чудотворца что на Трубе» во владения Львова входит и переулок, и пустыри, и часть дворов, выкупленных у соседей. В 1759-м усадьба переходит к дочерям Александре и Елизавете. Последняя выходит замуж за князя Сергея Ивановича Одоевского (деда декабриста А. И. Одоевского), который также прикладывает силы к расширению владений.
В 1876 году все строения продают Г. П. Лазарику.

Читайте также:  Отзовик септик для частного дома

При Гермогене Петровиче Лазарике начинается доходное строительство. По проекту архитектора Арсеньева возводятся друг за другом трехэтажное строение 3, на углу Петровки и Крапивенского, строения 2 и 2а (те, что по трассе несуществующего переулка), 3а — по Крапивенскому, оно примыкает к служебному корпусу, уцелевшему до нашего времени, но получившему второй этаж и приспособленному под жилье. Собственно, под жилье что только не пошло.

В 1881 году владение числится за Московским городским кредитным обществом, потом переходит к А. М. Харитонову, К. Н. Обидиной и Н. С. Обидину. Фамилии, впрочем, уже неважны, так как все дома давно живут своей жизнью. Сад с прудом арендует Московский речной яхт-клуб, зимой здесь устраивается каток. В главном доме, помимо жилых комнат, помещается органный магазин и мастерская. А до 1897 года еще и театр, после — ювелирная мастерская Шмидта и типография Лашкевича. Угловой корпус занимают меблированные комнаты Бриччи (третий этаж) и Юнеевой (второй этаж), трактир, магазины, прачечная, склад типографии, дантист… В бывших службах — жилье и контора домовладельца. В самом длинном корпусе — жилье, прачечная и цинко-литейная мастерская.

Напротив Храм во имя преподобного Сергия Радонежского.

Храм Сергия Радонежского, что в Крапивниках

Четырехугольный бесстолпный одноглавый храм.
Впервые упоминается около 1625 г. Каменный храм выстроен в 1678 г. Главный престол Сергия Радонежского. Приделы Усекновения главы Иоанна Предтечи (известен с 1652 г.) и Николая Чудотворца (известен с 1722 г.) Перестроен в 1749 г. в стиле барокко, сооружены новые купол и колокольня. После французского нашествия, в 1813 г. был приписан к церкви Григория Богослова на Дмитровке. В 1883 г. церковь с землей передана для устройства подворья Константинопольского Патриарха.

Закрыт в конце 1930-х гг., разобраны верх колокольни и глава. Богослужения возобновлены в 1991 г. Храм отреставрирован. Помимо главного престола освящены приделы Серафима Саровского и Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Объект культурного наследия регионального значения.

Посольство Алжирской Народной Демократической Республики в Российской Федерации, построено в 1928 году.

Флигель городской усадьбы. Одноэтажный флигель построен в 1829 году, перестроен в 1859 г. Здесь жил и в 1921 году умер композитор Г. Л. Катуар.
Памятник архитектуры, объект культурного наследия регионального значения. Входит в ансамбль «Усадьба Ф. Я. Гасса – И. Н. Иванова – Катуаров, XIX в.».

Бывший доходный дом Г.П. Лазарика (в основе службы городской усадьбы Львовых — Дурново). Построен до 1809 г., перестроен в 1859 г., 1877 г. Ценный градоформирующий объект.

Бывший особняк Ф. Я. Гасса и И. Н. Иванова. Объект культурного наследия регионального значения «Главный дом, начало XIX в., 1829 г., 1848 г.». Входит в ансамбль «Усадьба Ф. Я. Гасса – И. Н. Иванова – Катуаров, XIX в.».

Двухэтажный особняк, построен в 1818 г., перестроен в 1829 г. В 1840-х гг. принадлежал известному театральному художнику И. Н. Иванову, декоратору Большого и Малого театров.
Площадь здания 395 м².

Бывший жилой дом Константинопольского патриаршего подворья

Здание Константинопольского патриаршего подворья в Москве построено в 1887—1892 годах по проекту архитектора С. К. Родионова. Комплекс зданий в Крапивенском переулке с 1883 г. принадлежал Константинопольскому подворью, представителю Греческого (Вселенского) Патриарха. В его же ведомство был передан, находящийся поблизости Храм Сергия Радонежского в Крапивниках.

Церковь Преподобного Сергия Чудотворца, «что в Старых Серебряниках», «на Петровке у Трубы», «в Крапивниках», известна по документам с 1625 года. Она расположена напротив юго-восточной стены Высоко-Петровского монастыря, основанного митрополитом Петром в XIV веке 2 и обязанного своим расцветом покровительству Петра I и его родственников Нарышкиных. Время построения Сергиевской церкви в точности не известно, в описании XIX века предположительно указывается 1591 год.

В 1883 году, царским указом 15 ноября, церковь, как бесприходная, была передана во владение Вселенской Патриархии, при Всесвятейшем Вселенском Патриархе Кир Иоакиме III, для устройства Константинопольского Патриаршего подворья.

Закрыт в кон. 1930-х гг., разобраны верх колокольни и глава. Богослужения возобновлены в 1991 г. Храм отреставрирован. Помимо главного престола освящены приделы Серафима Саровского и Всех Святых, в земле Российской просиявших.

1975 — 1985 года

На этом все, еще раз оглянемся на этот тихий и прекрасный переулок и пойдем дальше.

Adblock
detector