Меню

Архитектура жилых домов средневековье

Средневековые городские дома Франции и Германии

Поразительно, как они похожи на сказочные домики, умело переплетенные холщовой веревкой. Эти городские дома Франции и Германии, высокие и удивительно уютные на первый взгляд, расширяются снизу вверх, создавая впечатление падающих на проходящих мимо людей стен.

Откуда ни взгляни, кажется, будто фасад дома наклоняется прямо к вам, словно живой, словно хочет поделиться какой-то своей далекой и интересной историей!

Действительно, это уникальные дома, для возведения которых необходимо было приложить много усилий, обладать инженерной точностью и мастерством. Не каждый каменный дом может похвастаться такими технологиями возведения!

Оно и верно — ведь только дерево могло создать поистине фантастические фасады зданий, как сохранившиеся у строений XV века.

Что привело строителей Средневековья к созданию данного стиля, этих форм и размеров?

Ответ очевиден: это было связано с недостатком земель внутри городских стен стран Западной Европы. Так выступ верхних этажей над первыми стал распространенным явлением.

Высота зданий также обусловливалась нехваткой свободных территорий и ограничением, наложенным специальным постановлением властей на размеры выступов.

В 1940 году муниципалитет Франкфурта задал рамки для строительства двухэтажных сооружений — размер выступа второго этажа не должен превышать одного элля, что примерно равно одному ярду или 91,44 сантиметров.

Но и этого оказалось недостаточно, тогда для более высоких зданий вводилось новое ограничение в ¾ от предыдущей величины, то есть около 69 сантиметров.

Как правило, каждый желающий мог ознакомиться с допустимыми величинами выступов на каменной табличке, установленной в Страсбурге на стене городского собора.

Особенности конструкции. Проблемы и решения

Но не всем было так радостно от подобного решения проблемы. Оказалось, что строительство данных сооружений требует определенного материала, а также — настоящего профессионализма и большого опыта от мастеров, ведь для большинства деревянных каркасов необходимы были бревна длиной во всю высоту этажа.

Также наличие выступов отметает возможность использования вертикальных столбов, свободно шедших вдоль плоскости фасада, тем самым позволяя симметрично размещать оконные проемы на стенах, например, как в Старой епископской резиденции в Бамберге. Здесь же необходима была и дополнительная поддержка выступающих углов здания.

Каждый мастер своей страны по-разному решал данную проблему. Немецкие плотники применяли подкосы из трех выступающих брусьев, английские же — «природные» кронштейны, состоящие из куска ствола с отходящими от него мощными ветвями.

Фасады городских зданий Франции

Хочется отдать должное средневековым плотникам: ведь они сумели использовать кронштейны не только в качестве опор, но и попробовали их в роли художественного оформления зданий благодаря деревянным аллегорическим скульптурам.

Так, на доме Адама в Анже, построенном в XV веке, под выступом в засаде на дракона прячется Святой Георгий.

На его же вертикальной опоре вырезана фигура печальной женщины, задумавшейся о чем-то своем.

На фасадах зданий создавались целые серии сценических зарисовок, наблюдать развязку которых было очень занимательно. Во Франции существовала даже целая мода на создание интенсивных украшений главных каркасных деталей зданий плоскими деревянными панелями, между которыми и заполнялось пространство.

В доме Адама в Анже даже саму стену не могли не украсить: простая ромбовидная решетка из тонких брусьев придавала ей нарядный вид. Так, и опоры свесов крыши поддерживались изогнутыми в виде арок брусьями. При этом детали каркасов выступали ровно на размер скульптур, которые расположились по всему периметру и высоте здания.

Немецкие фасады

В Германии же фасады зданий отличались своей мощностью, ведь расстояния между столбами были большие, а кронштейны — массивные. А окна, словно маленькие глазки, были пробиты на широких плоских панелях.

Читайте также:  Планы проектов жилых частных домов

Даже художественные опоры здесь отличались от французских. Названные «швабскими женщинами» или «дикими людьми», они представляли собой диагональные подкосы, пересекающиеся со столбами, которые создавали прообраз человека. Ярким в прямом смысле слова примером немецкого стиля стала Ратуша в Эсслингене.

Склад лесоматериалов Гейслингене (Баден-Вюртемберг), как еще один представитель национального стиля каркасов Южной Германии, имел простое прямоугольное сечение выступающих концов балок, поддерживающих верхние этажи. Они шли так часто, что напоминали ряд огромных зубов.

Фасады приграничных зданий

Каждый дом Германии и Франции уникален и имеет свой особый стиль, отражающий традиции и национальный уклад. Именно потому на границе двух государств зародился новый, сочетающий лучшие черты обоих направлений, стиль. И именно дом Каммерцеля стал главным его представителем.

Возведенный торговцем сыра Мартином Брауном в 1589 году в Страсбурге, он полностью иллюстрирует то композиционное изящество, присущее немецкому и французскому стилю в каркасных деревянных зданиях.

Непрерывные полосы окон во весь фасад, мощные и одновременно изящные скульптуры на опорных столбах — все это стало прообразом ленточных окон в зданиях раннего интернационального стиля Франции XX века.

Даже крыши претерпели со временем изменения. Теперь это крыши с перекладинами и горизонтальными стягивающими балками, которые вместе со стропилами образовывают жесткую треугольную форму. Таким образом, углы, под которыми шли скаты, изменились.

Для чего были созданы эти новшества? Главным преимуществом таких крыш было отсутствие раздвигающего усилия на стены, к тому же их можно было делать тоньше. Например, как у домов на рыночной площади Баварии в Мильтенберге.

Средневековый городской дом – это уникальная технология, неприменимая к каменным сооружениям, это уютные здания, залитые естественным светом внутри, это целая эпоха в архитектуре, возникшая под влиянием ограничений территорий и возможностей.

И сегодня мы можем спокойно прогуливаться по улицам стран Западной Европы. Наблюдать, как прохожие, привыкшие к своим домам, спешат по улицам, не замечая красоты и искусства своих предков.

Мы можем даже прикоснуться к стенам этих фантастических сооружений, пройти внутрь и досконально изучить их технологию возведения. Ведь так важна та информация, которую хранит и передает нам дерево через столько сотни лет!

Архитектура и Проектирование | Справочник

Вы здесь

Средневековый жилой дом

Средневековый дом отличается от дома античного тем, что он не сохранил никаких следов разграничения — столь четко сказывающегося в помпейских жилищах — между внутренней жизнью семьи и внешними отношениями. Одно из последних упоминаний о гинекее (женской половине) встречается у Сидония Аполлинария (V в.); христианское общество Запада не окружает себя тайнами. Античный дом не имел окон, выходящих на улицу; в средние же века стены жилого дома остаются глухими лишь постольку, поскольку этого требует безопасность.

План. — Начиная с романской эпохи (дома в Клюни), в жилом доме главным помещением является большой зал — центр домашней жизни, в котором собираются не только хозяева и их семьи, но также ученики, прислуга, одним словом, то, что называлось тогда «весь дом» (la maisonnee).

Примечание: В средневековом бюргерском жилом доме обнаруживается борьба двух начал: одно идет от архитектуры господствующего класса — феодалов, другое от крестьянского дома. Доминирует второе. Воздействие на бюргерскую жилую архитектуру доминирующего типа жилья феодала — замка, который в раннее средневековье сводился главным образом к донжону, сказалось в расположении помещений городского дома по вертикали: внизу — лавка, во втором этаже — общая комната, зал, который в ранее средневековье часто совмещал назначение различных жилых помещений, и, наконец, над этой комнатой помещения для слуг, учеников и пр. Как мы видим на примере некоторых романских домов в Клюни, дома эти далеко не всегда имели третий этаж, а иногда над общей комнатой находилась каморка под крышей. Постепенно, в связи с дифференциацией функций помещений жилого дома, в третий этаж переносятся спальни.

С другой стороны, в связи с ходом социальной дифференциации, отделением ремесла от земледелия и пополнением контингента городских ремесленников из крестьян, бюргерский дом, дом ремесленника в городе должен был в известной степени сохранить, в качестве исходных черт, черты крестьянского дома. По-видимому, к XV в. относится крестьянский дом в Бракеле около Дортмунда и дом Фронгаузена около Марбурга на Э.

На крестьянских домах особенно четко сказываются локализационные тенденции средневековой культуры и искусства; так, первый дом — нижнесаксонского происхождения, второй — франконского, и соответственно этому они наделены своеобразными чертами. См. Pelzer, Das altsahl. Bauernhaus in S. geograph. Verbreitung, 1906; Matthaei, упом. соч., стр. 92.

Следует отметить некоторые отличия городских домов феодалов от домов бюргеров: дома феодалов в городах даже внешне напоминали донжоны замков; во Франции город Нарбонна имел много таких башен, город Сан-Джеминьяно в Италии сохранил до наших дней ряд таких феодальных домов-башен. Романский бюргерский дом, сохраняя в основном тоже вертикальное расположение помещений, что и жилище феодала, отличается от него тем, что фасадная его сторона, стена, обращенная к улице, имеет обращенный к улице же скат крыши; отсюда здесь в композиции фасада четко сказывается горизонтальная тенденция (романские дома г. Клюни воспроизведены у Demmin, упом. соч., т. I, стр. 828).

Готический бюргерский дом обращен торцовой стороной к улице; щипец его (тоже обращенный к улице) в XIV—XV вв. часто бывает ступенчатым, а вертикальные стороны — линии ступенек щипца — иногда получают свое продолжение в фиалах, расположенных на углах ступенек. Готический бюргерский дом значительно выше романского, в нем четко обнаруживаются вертикальная тенденция и связанная с этим разомкнутость, динамичность плоскости фасада. Эта художественная особенность имеет место и в культовой архитектуре; о ней можно говорить, как об одном из принципов готического стиля, и ее можно найти и в других областях изобразительного искусства готической эпохи.

Отмеченные особенности готического дома и расположение его торцовой стороной к улице содействуют дробности композиции город­ского комплекса XII—XIII вв. (см. примечание ниже). Пример готических домов — дома на главной рыночной площади в Мюнстере; репродукция у Wо1ff G., Norddeutschland, Munchen 1925, стр. 4 и др.

Рис. 345

Читайте также:  Краска для наружной отделки стен дома

Рис. 345, В представляет пример обычного распределения помещений: в нижнем этаже — лавка, выходящая на улицу, с комнатой, обращенной во двор; с одной стороны здания — лестница, к которой ведет коридор и которая может быть защищаема даже в том случае, если лавка уже захвачена; во втором этаже — большой зал, обширный и хорошо освещенный; в третьем этаже — спальни; во дворе — иногда кухни и сарай для экипажа, почти всегда колодец и отхожие места.

По необходимости довольствуются одной комнатой в каждом этаже (рис. 345, А), как это видно в большинстве домов в Шомоне; благодаря остроумной установке лестницы, обслуживающей разные этажи один независимо от другого, эти небольшие дома, несомненно, очень удобны для жилья.

В одном доме никогда не проживает более одной семьи; часто в южных городах (между прочим в Монпазье) каждый дом отделяется от соседних переулками с целью предотвратить распространение пламени при пожаре.

Внутреннее убранство. — Внутреннее убранство состояло главным образом из тканей и деревянных панелей, рисунки которых в случае надобности могли бы быть восстановлены по миниатюрам рукописей.

Окна застеклялись выпуклыми или матовыми стеклами, пропускавшими свет и ограждавшими вместе с тем внутренность помещения от любопытных взоров; по краям шли цветные бордюры, а в центре — геральдические щиты.

Продольные и поперечные балки потолков имели срезанные кромки и обычно закрашивались; консоли были скульптурно обработаны или по меньшей мере профилированы. В некоторых домах, особенно в Реймсе, под потолками сохранились кессоны столярной работы, вставленные в промежутки между поперечными балками.

Главным украшением зала был его большой камин с колпаком, украшенным скульптурными фигурами. Филенчатые ставни с обломами и скамьи, наглухо вделанные в откосы окон, дополняли архитектурное оформление комнат.

Читайте также:  Самый лучший способ утепления дома снаружи

Внешний вид. — Для сравнения на рис. 346 и 347 представлены на первом — фасады домов во Франции, расположенные в хронологическом порядке, на втором — фасадные композиции, приспособленные к различным климатам.

Рис. 346

Чертеж А (рис. 346) изображает дом романской эпохи в Клюни; уклон крыши этого дома еще невелик. Обращает на себя внимание несоответствие в смысле размеров, обусловленное неуверенностью в безопасности, между окном лавки в виде широкой арки и входом в коридор, ведущий в жилую часть дома. Второй этаж — сплошная решетка из окон. Дома такого типа опровергают весьма распространенное представление, будто жилища этой эпохи лишены были света и воздуха.

На чертеже В — дом в Провансе, один из лучших образцов архитектуры XIII в. Дом этот обладает гармонией пропорции, которая напоминает сельскохозяйственные сооружения в Меслэ (рис. 341). Крутые скаты крыши обозначаются на фасаде линиями щипца, а прямоугольные проемы окон вписаны в разгрузочные стрельчатые арки простой и еще строгой формы.

Дом в Сент-Ириё (C) относится к концу XIII в. Он обладает легкостью церковных зданий этой эпохи: два верхних этажа имеют сплошной ряд окон. В нижнем этаже вдоль улицы проходит портик.

Такие портики встречаются не только в домах Южной Франции, но также и в Реймсе и даже севернее, вплоть до Доля. Иногда аркады опираются на устои; здесь, опасаясь действия распора, предусмотрительно переносили пяты арок до самого уровня земли.

На углах фасада нередко можно встретить нависшую башенку, поддерживаемую выступающими рядами кладки; стенки башенки прорезаны оконными проемами, которые дают широкое поле зрения.

Рис. 347

В группе фасадов, изображенных на рис. 347, пример М отвечает климату Италии: это один из старинных домов в Пизе. Наверху находится крытая терраса, где хорошо проводить летние ночи. Окна снабжены навесами. В Италии в некоторых фасадных степах проделаны гнезда, позволяющие укреплять в них навесы для защиты от прямых солнечных лучей. Крыши — плоские, как это подходит для страны, где дожди выпадают редко.

Пример N (Мюнстер) приспособлен к климату тех мест, где часто бывает снег и дождь: это тип домов Северной Германии и Фландрии. Основным предметом украшения служит здесь щипец крыши, крутые скаты которой замаскированы рядом уступов, орнаментированных вырезками. К этому типу фасадов относятся щипцы ратуш на побережье Балтийского моря.

На чертеже R мы даем дом, приспособленный к климату Англии (Гластонбери). Здесь применено расположение в ряд оконных проемов в эркерах, что увеличивает площадь освещения, доставляет больше света внутрь помещения и оживляет фасад.

Владеть жилищем, украшенным башнями, было привилегией дворянства; однако известно, что в эпоху вольностей в Везлэ башни возводились над домами простых граждан.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Adblock
detector