Меню

Архитектурная подача частного дома

Правила подачи

Визуальный язык молодых бюро

Время чтения 15 мин

В архитектурной практике молодые команды часто сталкиваются разными вызовами: этическими, профессиональными, техническими. Один из них — формирование графического языка проектов, своего рода почерка, по которому узнают бюро. Некоторые архитекторы предпочитают использовать классические приемы, адаптируя их под конкретный проект, другие — изначально не играют по чужим правилам, вырабатывая собственную систему подачи. Важно ли быть оригинальным? Или большее значение имеет прочная взаимосвязь между подачей и архитектурным проектом? Ответы на эти и другие вопросы мы нашли в беседах с молодыми архитектурными бюро. Итогом стал набор простых правил, которые лежат в основе визуального языка каждого практикующего архитектора. Публикуем сборник «Правил подачи» в нашем блоге и обещаем регулярно пополнять его новыми лицами.

Prostor Collective

Не так давно начали самостоятельную практику, но уже успели реализовать несколько проектов, например, московский бар «Делай культуру».

Изображение к проекту — это способ коммуникации с тем, кому оно адресовано. Картинка, на которую смотрит зритель, настраивает его восприятие на определенный лад. В повседневной речи мы используем разные интонации, являющиеся неотъемлемой частью посыла, поэтому важно не только что сказать, но и как. Манера речи, как и изображения, вырастает из нашего темперамента и культурного бэкграунда.

Мы работаем с визуальным рядом , который не имеет прямого отношения к архитектуре. На нас сильно влияют фотографы Марк Пауэр и Томас Штрут.

Иногда, парадоксальным образом , нам может что-то подсказать художественный текст или просто книжный разворот.

Мы очень трепетно относимся к тому, какой у нас в изображении свет и как падают тени. Обычно они мягкие и нечёткие. Пасмурный свет на картинке нам нравится больше, чем яркое солнце. Мы не боимся смешивать стаффаж из Skalgubbar с людьми со снимков Штрута.

Как и у многих, у нас есть полюбившиеся персонажи, которые кочуют из из одной подачи в другую. Каждая картинка для нас — это застывшая анимация, в которой у каждого (не)одушевлённого предмета есть своя роль.

Cхема

Бюро создает небольшие архитектурные объекты, работает с внутренним пространством, а также помогает художникам создавать выставки и инсталляции для своих проектов.

Все графические решения рассказывают о проекте, дополняют его, даже композиция листа часто становится продолжением пространственной идеи.

Подача должна передавать ощущение от еще не реализованного объекта, это не просто картинки, это продолжение рассказа, иллюстрация к нему.

Текстура бумаги , формат изображения, композиция, цвет, постфильтры — все это несет в себе семантическую информацию и помогает более точно передать идею.

У каждого проекта — свой источник вдохновения. Его лучше искать не в работах других архитекторов, а реальной жизни, в природе, изобразительном искусстве, кино, сновидениях.

Иногда самый первый образ проекта рождается в голове и затем воплощается в графике. Иногда, чтобы найти необходимый образ, нужно сделать ряд атмосферных коллажей, чтобы понять, что лучше для проекта.

CITIZENSTUDIO

Реализовали несколько громких проектов, среди которых экспозиция на биеннале в Венеции и победа в конкурсе на малые города России.

Иллюстрации к проекту — это рассказ, а каждое изображение — отдельная глава этого повествования.

Идея проекта всегда первична, иллюстрация — вспомогательная история. Необходимо определится с тем, какую эстетику, пространство и ощущение она должна передать.

Мы многое стараемся почерпнуть из живописи: композицию, работу с пространством, цветовую гамму. От Брейгеля, Гойи, Веласкеса до Магритта и Шагала.

Фотография — прекрасный источник для вдохновения. А еще — воспоминания, даже сны.

Единство в проектах должно быть в образе мышления, в подходе и философии.

Мы любим графичные изображения, линейную перспективу, две точки схода, «открытые цвета». Все зависит от того, что мы хотим показать в проекте, какие особенности архитектуры мы хотим подчеркнуть. Постоянных приемов, перетекающих из одного изображения в другое, нет. Мы сознательно от этого отказываемся.

Очень важно показать жизнь, ведь архитекторы работают именно над ней.

Кроме работы над архитектурными проектами выпускают собственный журнал и преподают в Британской школе дизайна и МАРШе.

Иллюстрируя проект на разных этапах, важно в размышлениях и чувствах попытаться пройти несколько циклов конструкции и деконструкции, готовясь к самому главному из таковых — воплощению.

Читайте также:  Зимние дачи частные дома

Наши визуальные влияния расширяются экспоненциально каждый день, так как на практике мы наблюдаем и усваиваем бесчисленные изображения и тексты в книгах, журналах, фильмах, театральных постановках и в сети.

На ранних этапах разработки проекта вариативность интерпретации и спасительная случайность карандашного изображения помогают обнаруживать не самые очевидные возможности развития. Впоследствии при создании презентационных изображений рисунок помогает более обдуманно корректировать и принимать пространственные и материальные решения.

Стиль неразрывно связан с сутью проекта, которая берет свои корни неизмеримо далеко за пределами человеческого понимания, поэтому мы находим совершенно очевидным, что для каждого проекта стиль будет свой. Если же говорить о разных техниках подачи, то они видятся нам в этом контексте скорее вторичными, находясь в прямой зависимости от наших личных предпочтений, умений, желания и возможности пробовать новое в каждом отдельном случае.

Мы считаем, что каждый проект обладает особым качеством, которое мы называем «сутью». Суть проекта неизбежно влияет на выбор визуального языка. В то же время, всякий метод материализации архитектуры, в том числе и создание иллюстраций, неизбежно влияет на пути интерпретации сути.

10 правил хорошего проекта загородного дома при его заказе у архитектора или в бюро

1. Техническое задание — основа работы над проектом

2. Референсы помогают говорить с архитектором на одном языке

3. Привязка проекта к участку, на котором будет дом

Архитектор не должен создавать абстрактный проект. Дом всегда будет стоять на конкретном участке, который обладает своими уникальными свойствами и к строительству именно на этом участке предъявляются определенные требования. Может возникать множество неприятных ситуаций, когда проект выполнен без учета требований градостроительного плана земельного участка, внутренних правил поселка, без учета наличия коммуникаций и выделенных мощностей, без топосъемки.

Без градостроительного плана архитектор может не так расположить дом на участке, спроектировать его не той высоты, этажности, без соответствия проценту застройки и прочими параметрами. В лучшем случае на спроектированный без учета требований ГПЗУ дом не дадут разрешение на строительство и проект уйдет в стол. А если заказчик начнет стройку без получение разрешения на строительство?

Во внутренних правилах поселка могут содержаться более строгие ограничения по сравнению с ГПЗУ, а также в них иногда содержатся требования к стилистике фасадов, заборам.

Планируя дом 400-500 квадратных метров нужно иметь ответ на вопрос, хватит ли выделенных мощностей (электричества, как минимум). Архитектор, если он проектирует оторванные от жизни дома, не поинтересуется этим вопросом у заказчика. У него расценки за квадратный метр: чем больше квадратных метров, тем дороже проект. Но такой подход не приносит ничего хорошего в долгосрочной перспективе. Конечно, заказчику лучше выбирать того, кто доводит свои проекты до реализации и имеет в этом опыт.

Без топосъемки можно не только спроектировать дом без привязки к рельефу, но и случайно обнаружить потом, что он стоит на какой-нибудь газовой трубе, перед входной группой канализационный колодец, а въездные ворота будет загораживать электрический столб.

Не все архитекторы предупреждают заказчиков о важности сбора исходных данных перед проектированием. Да и некоторые заказчики хотят быстрее строить. И чтобы заказчик не ушел к другому архитектору, некоторые пренебрегают вышеуказанной информацией. Однако важно знать о последствиях поспешного начала стройки и делать все планомерно с самого начала.

4. Проект должен быть в бюджете на загородный дом

Если архитектор не обсуждает с заказчиком бюджет дома (именно строительства, а не проектирования), это означает, что заказчику с высокой долей вероятности не удастся вписаться в бюджет. Еще хуже, если заказчик начинает строить дом, не имея представления о требуемом реальном бюджете. Это грозит недостроем. И еще хуже, если заказчик думает, что сможет построить дом намного дешевле рынка. Тогда нанимаются низкоквалифицированные рабочие, покупаются самые дешевые материалы, часто не те, что заложены в проект, а близкие или далекие аналоги. Строительство превращается в пародию на то, что было в проекте.

Зная бюджет архитектор сможет выбрать наиболее подходящие для заказчика решения. Когда архитектор поднимает вопрос о бюджете даже с очень состоятельными заказчиками по виду, это не значит, что он их недооценивает. Потому что иметь много денег и быть готовым потратить их на конкретный дом — это разные вещи.

Читайте также:  Ошибки канализации частном доме

5. Срок должен быть понятен

В архитектурном проектировании есть согласовательная стадия, когда срок во многом зависит от скорости согласования решения с заказчиком. Этот срок невозможно четко определить в договоре, иначе работа сведется к формальной выдаче наработок, а не стремлению создать гармоничный дом. В крупномасштабном проектировании за десятки и сотни миллионов рублей, когда заказчиками и исполнителями выступают крупные компании с сотнями сотрудников, обычной практикой является приемка-передача вариантов планировок по акту под роспись уполномоченного лица с фиксированным сроком на рассмотрение одной стороной и на ответ другой стороной. В частном загородном домостроении такое не работает. Заказчики здесь частные лица, а исполнители небольшие компании, редко имеющие больше 10 человек в штате. Поэтому здесь все строится на лично-доверительных отношениях.

Если по договору архитектор должен выдать планировки и внешний вид в полном соответствии с пожеланиями заказчика (о которых он еще не знает) через 2 недели, то стоит задуматься, действительно ли заказчик будет доволен тем, что он получит в итоге. Ведь формально все может соответствовать ТЗ. Но формализм — не то, к чему нужно стремиться при создании дома для себя. Главное, правильно договориться, иметь взаимопонимание с архитектором по разным аспектам, в том числе по срокам.

Ограничивать заказчика в сроке для представления комментариев по планировке неразумно, ведь кто как не он заинтересован в завершении проекта. При этом и со стороны заказчика должно быть правильное представление о сроках ответа архитектора на его замечания. Например, провели переговоры в понедельник вечером, согласовали список изменений. Архитектор говорит, что будет готово через два дня. Что думает заказчик? Понедельник первый день, вторник второй. Во вторник утром можно узнавать как дела. Что думает архитектор? Вторник — это первый день, среда второй. В четверг можно отправлять результат. Причем не обязательно утром. Чтобы не было конфликтов, надо согласовывать с архитектором точную дату ответа.

6. Состав проекта должен быть определен

Архитектор каждый день занимается проектами и свою работу знает, знает, что он выдает эскизные проекты, создает концепцию дома или архитектурные решения. Понятно, что заказчику, который первый раз заказывает проект, это совсем не понятно. Заказчик может думать, что в проекте будет фундамент, коммуникации, смета и авторский надзор, разумеется. Ну а что это за проект дома без фундамента? Разве можно построить дом без фундамента, это же очевидно. Или строительство без авторского надзора? Архитектор же должен контролировать соответствие строящегося дома проекту. Все это так, но это дополнительные разделы проекта и дополнительные услуги. Чтобы не было конфликтов впоследствии, это нужно все выяснить заранее. Разумеется, заказчику самому сложно задавать вопросы о том, чего он не знает. Поэтому лучше выбрать грамотного архитектора, который разъяснит все эти вопросы.

Часто недопонимание по составу проекта проявляется в мелочах. Например, какой диаметр дымохода котла. Заказчик отдает план кровли на расчет в кровельную компанию, они подбирают проходной элемент. Почему в проекте не указан диаметр дымохода? А потому, что диаметр дымохода зависит от того, какая модель котла. А модель котла выбирается исходя из разрешенной мощности, нагрузки от отопления, горячего водоснабжения, вентиляции и еще чего-нибудь в виде системы снеготаяния, например, а еще наличия доп. сооружений типа бассейна, бани и т.д., которые будут отапливаться тоже этим котлом. А мощность отопления определяется, в свою очередь, исходя из теплотехнического расчета, по которому подбираются подходящие отопительные приборы. Мощность на горячее водоснабжение определяется расчетом, исходя из количества приборов и расхода воды ими. Т.е. должны быть выполнены проекты отопления и водоснабжения, а также проект самой котельной, которые, разумеется, оплачиваются отдельно. Только тогда можно рассуждать о диаметре дымохода. Кроме дымохода еще много таких мелких и спорных вопросов в архитектурном проекте. Что должно быть, а что нет.

Поэтому заказчику до начала проектирования нужно узнать у архитектора, что будет в проекте, какие работы входят, а какие нет. Для этого нужно представлять общую картину создания дома.

Читайте также:  Отделка фасада частного дома пеноплексом

Что такое архитектурный проект

Архитектурный проект – это часть строительной документации, включающая в себя решения, которые необходимы для ее подготовки, в нужном для этого количестве. Все решения на каждой стадии разработки архитектурного проекта должны соответствовать предъявленным к нему нормам и условиям.

Цель архитектурного проекта

Основная цель архитектурного проекта заключается в подробном описании и объяснении художественных или инженерных решений с опорой на государственные стандарты и нормативы. Архитектурный проект коттеджа необходим как органам власти (для удостоверения, что строение отвечает строительным нормам и государственным стандартам в строительстве), так и самим строителям (для воплощения всех идей заказчика в жизнь).

Проектная документация, включенная в состав архитектурного проекта

Примерный список требующейся документации, обозначенный в законодательстве Российской Федерации:

  • Пояснительная записка
  • Схема земельного участка и его планировочное решение
  • Архитектурное решение
  • Конструктивные решения
  • Инженерное оборудование
  • Организация рабочего процесса
  • Смета

Такой список расширяется в зависимости от места, где будет располагаться будущий объект.

Типы архитектурных проектов

Все проекты в архитектуре разделяются на типовые, эскизные и готовые по определенным признакам.

  • К типовым принято относить проекты, которые представляют компании, которые занимаются индивидуальным строительством. В них включается только документация, необходимая для того, чтобы получить разрешения на строительные работы.
  • Эскизные проекты заключают в себе только внешний образ постройки – эскиз. После получения эскизного проекта все расчеты и работу архитектора – конструктора нужно будет обеспечивать отдельно. Спроектировать дом таким образом – очень трудоемкая и дорогая работа.
  • Наиболее популярные – готовые проекты. Здания, построенные по таким проектам, удобны инвестору и высоколиквидны для рынка, а также надежны для самого владельца будущего коттеджа. Помимо этого, это — самый экономным вид из возможных, на строительство здания по готовому проекту уходит значительно меньше денег и времени.

Состав архитектурного проекта. Архитектурные и конструктивные решения

Раздел архитектурных решений

Эта часть включает в себя текстовое и графическое подразделения.

В текстовую часть раздела архитектурных решений входят:

  • Показ технических и экономических сторон
  • Представление экстерьера и интерьера постройки. Показ его планировочной, пространственной, функциональной организации.
  • Объяснение архитектурно-художественного пространственного решения путем выполнения определенных параметров.
  • Обоснование художественных и декоративных элементов, которые используется в экстерьере дома.
  • Описание всех дизайнерских решений в интерьер, то есть декоративные элементы, отделку и материалы.
  • Спецификация материалов
  • Спецификация используемого оборудования

Графическая часть архитектурных решений

Графическая составляющая архитектурных решений включает в себя все изображения фасадов, планы каждого из этажей, чертежи.

Составляющие графической части:

  • Цветовое решение
  • Схемы каждого из этажей
  • План кровли
  • Разрезы
  • Вентиляционные каналы
  • Дополнительные чертежи, если это необходимо

Раздел конструктивных решений

В этом разделе представлены детальные описания следующих характеристик:

  • состояние грунта, особенности климата на территории участка
  • инженерные решения, обеспечивающие сооружениям высокую плотность и стойкость к повреждениям
  • изоляционные устройства

Графическая часть включает в себя чертежи, планы кровли, перекрытий и фундамента, поэтажные планы.

Разработка архитектурного проекта: этапы

В этом разделе представлен алгоритм выполнения архитектурного плана проекта.

Этапы архитектурного проектирования:

В момент сбора данных заказчик предоставляет архитектору всю нужную для проектирования информацию, а тот ее анализирует и дает рекомендации по недостающим данным. Далее проводится анализ участка, где планируется возводить дом, определяются его слабые и сильные стороны.

  • Планировочное решение участка.

Опираясь на полученную информацию, архитектор образовывает пятно застройки. При этом он должен учитывать каждое ограничение, которые есть у участка (процент застройки, красные линии, подъезды к участку)

На момент функционального решения архитектор разрабатывает функциональную взаимосвязь блоков и частей здания. Состав каждого из помещений определяется, основываясь на технологических требованиях и нормах СНиП, СП и СанПиН.

  • Планировочные и композиционные решения.

С учетом полученной информации создается визуальный образ будущего строения, то есть конечный эскиз, опираясь на который возводится постройка.

Жизненный цикл архитектурного проекта завершается в моменте его оформления и подачи. Проект дома оформляется под маркой ЭП или ОПР в зависимости от требований согласующих органов. После, воссоздаются дополнительные графические материалы, проект оформляется в альбомы формата А3 или формируется на планшете.

Adblock
detector