Меню

Архитектурно композиционный анализ малоэтажного жилого дома

Особенности архитектурной композиций многоквартирных жилых домов

Особенности композиционных подходов к архитектуре жилых зданий связаны с их ролью в общей системе застройки, которая может предъявить к их решению самые различные и даже противоречивые требования — симметрии и асимметрии, крупного иди мелкого масштаба членений, плоскостности или объемности формы, нейтральности фасадной поверхности либо подчеркнутой вертикальности (горизонтальности) ее членений и т.п. Этим определяется и главное эстетическое требование к объемно-планировочным и конструктивным решениям жилых зданий — они должны обеспечивать гибкость композиционных решений. В то же время жилым домам, составлявшим жилую группу иди комплекс в целом, должно быть присуще художественное единство общего облика и колорита, а при вкомпоновке в сложившуюся застройку — учет ее особенностей.

Практической базой для формирования единства архитектуры новой застройки служит материально — конструктивная однородность зданий данного комплекса (кирпичных, панельных или др.). В то же время объемные формы домов комплекса могут быть различны. В соответствии с общим замыслом, застройка может быть скомпонована из домов разно- или равновысотных, протяженных с разнообразной конфигурацией в плане; из двух неравных по численности групп зданий — рядовых (фоновых) и акцентных, контрастирующих с первыми формой, высотой и протяженностью и др.

Композиция объемной формы и фасадов жилых домов исходит из функциональной и конструктивной логики решения дома, его ориентации и особенностей восприятия фасадной композиции, зависящих от размещения здания и застройке. Рядовые дома обычно имеют спокойные, нейтральные формы. Акцентные здания отличаются большей этажностью и сложностью формы. Основой для формирования разнообразных композиционных решений акцентных домов служит функционально обусловленное разнообразие конфигурации их планов. Сложная конфигурация плана характерна для односекционных домов, (как средство улучшения санитарно-гигиенических качеств квартир и максимального использования вертикальных коммуникаций (рис. 11.1), а также диктуется их композиционной ролью в застройке: примитивная объемная форма не соответствует эстетической функции объекта.

Протяжные (многосекционные, коридорные или галерейные) дома со сложной формой плана выполняют в застройке функции пространствообразующих объектов. С их помощью формируют группы жилых (массовых общественных) зданий с полузакрытым или замкнутым внутренним пространством (рис. 11.2).

Такие дома проектируют также при необходимости укрупнения градостроительного масштаба застройки, усиления взаимосвязи формы дома с внешним окружением и формой участка. Протяженные дома сложной формы пластически выявляют и подчеркивают особенности местности, что придает застройке индивидуальный характер.

Выразительная форма акцентных башенных или протяженных зданий особенно активно воспринимается благодаря контрасту с фоном, который создают рядовые дома застройки с простыми ортогональными формами.

Функциональное решение жилого дома обусловливает его мелкоячеистую объемно-планировочную структуру. При проекции на фасадную плоскость она дает монотонную поверхность, прорезанную многочисленными проемами. Такая монотонная аморфная структура в соответствии с задачами проектирования может быть эстетически организована с помощью трех шкал масштаба архитектурных членений — крупных, средних или мелких, которые выбирают в соответствии с необходимым по условиям восприятия композиции застройки решением здания и служат средствами его архитектурной индивидуализации.

Средствами крупной пластики объема зданий служат устройство ризалитов, взаимная сдвижка фрагментов здания, формирование ломанных или криволинейных форм, террасирование объема в плоскости и из плоскости фасадов, включение в объем здания отдельных элементов открытых пространств по высоте или протяженности здания (рис. 11.3). Как правило, эти членения бывают увязаны с функциональными требованиями.

Средняя (по крупности членений) пластика объема многоэтажного жилого дома обычно достигается разнообразным расположением, формой и группировкой летних помещений и выделением объемов вертикальных коммуникационных помещений, создающих вертикальный ритм членений фасада.

Наличие объемно-пространственных элементов — лоджий, эркеров, балконов, стационарных солнцезащитных устройств пластически обогащает форму здания и служит основным средством изменения масштаба композиции, ее ритма, характера членений фасадов и пластики крупных деталей.

Из представленных на рис. 11.4 схем видно, что применение одних и тех же пространственных элементов, например балконов, при различном их размещении на фасадной плоскости — разряженном, сгруппированном в шахматном порядке, в вертикальные или горизонтальные группы, -позволяет изменять характер членения фасадов и их масштаб, подчеркнуть симметрию или асимметрию композиции, либо придать ей нейтральный характер. То же самое достигается при различных схемах расположения лоджий.

Влияние ориентации зданий особенно сказывается на решении северных фасадов. Обычно их проектируют плоскими, так как введение балконов и лоджий недопустимо по условиям светового климата помещений, ориентированных на север. Композиция северных фасадов может быть обогащена, а условия инсоляции помещений улучшены введением эркеров. Их различная группировка и форма придает необходимую пластичность и северным фасадам.

В композиции фасадов зданий, строящихся в южных районах, ведущую роль наряду с открытыми помещениями играют стационарные солнцезащитные устройства из железобетонных решеток различных размеров и формы, солнцеломов, козырьков и пр. (рис. 11.5).

Средствами мелкой пластики служат рельеф поверхности стен, детали обрамления проемов и т.п.

На решение архитектурной композиции отдельных многоэтажных зданий и застройки в целом специфические требования накладывают крупные физические размеры таких зданий, определяющие сугубую урбанизированность архитектурного ландшафта.

Для многоэтажной застройки, при ее панорамном восприятии с дальних дистанций особо выразительную роль играет ее силуэт.

Читайте также:  Двухконтурные газовые котлы для отопления частного дома мощность

В полноценном решении силуэта большую роль играет характер формы венчания здания — с плоской эксплуатируемой крышей, скатной, мансардной или др., а в решении силуэта застройки в целом — ее разнообразие.

Наряду с членениями объемов в современной архитектуре многоэтажного жилища большую и многофункциональную роль играет цвет.

Использование цвета позволяет решить разнообразные композиционные задачи -придать колористическое единство застройке, выделить доминантные группы зданий, подчеркнуть силуэт застройки или ее ритм. Наряду с этим цвет активно используют для монументальной декоративной живописи в застройке (на глухих торцевых степах домов, или специальных декоративных стенках), а также для усиления индивидуальных характеристик зданий или иллюзорного изменения их структуры с помощью суперграфики*. Цвет может подчеркнуть членения объема здания или иллюзорно изменить их (рис. 11.6.).

Получило широкое распространение размещение цвета, на фасаде по светотеневому принципу. Выступающие объемы получают светлый колорит, а западающие — темный. Глубокую тень в лоджиях на светлой стене, усугубляет темным холодным цветом стен лоджий (зеленым, бирюзовым, синим и др.)

Важную роль получил цвет в качестве средства масштабной характеристики композиции. Так, например, в московской архитектурной практике строительства 17-22 этажных панельных жилых зданий их колоссальные физические размеры очеловечены измельченной двухцветной облицовкой: на интенсивно окрашенной (синей, зеленой, желтой др.) плоскости стены выделяется светлый рисунок облицовки по периметру окон и панелей. Контрастный цвет применяют для элементов венчания или основания здания, а так же для иллюзорного изменения его функционально-конструктивных членений. Исключительно важным композиционным средством становится цвет в строительстве на севере, когда жилой дом из-за климатических условий утрачивает расчлененность объема и такие выразительные композиционно-функциональные элементы как лоджии и балконы (рис. 11.7).

Существенно сказалось на композиционных решениях многоэтажных домов и застройки массовое внедрение современных индустриальных строительных систем — панельных, каркасно-панельных, сборно-монолитных, объемно-блочных и др.

Внеся в архитектуру подчеркнутый геометризм, присущий в целом всей современной эстетике, новые строительные системы не только внесли всем известные ограничения, но и дополнительные художественные средства.

Ограничения формы, размеров, пропорций здания имели временный характер, продиктованный условиями становления домостроительной промышленности, и постепенно были преодолены.

Новые выразительные средства композиции объемов и фасадов зданий стали возникать благодаря особенностям конструктивных систем и промышленному производству элементов зданий.

Большинство новых строительных систем ориентировано на применения ненесу-щих наружных стен. Это обстоятельство определило возникновения ряда новых приемов. Среди них формирование фасадных композиций с ленточными светопроемами или размещением окон (лоджий) на фасадной плоскости в шахматном порядке, размещение эркеров с разрывами по высоте и т.п, (рис. 11.8) — возможность включения в композицию здания горизонтальных прослоек открытых пространств на различных отметках по высоте здания: от «нулевой» («дом на ножках») до произвольной; построение террасной формы здания в его плоскости и из плоскости и др. (см. рис. 11.3)

Заводское производство сборных изделий сказалось в первую очередь на рисунке разрезки наружных стен на панели. Эта особенность фасадных стен используется очень разнообразно. Иногда она не учитывается вовсе, так как тонкая сетка швов между панелями воспринимается визуально только с очень близких дистанций. Поэтому проектировщик может использовать ее как нейтральную «канву», по которой идет «вышивка» основных композиционных членений фасадов: вариантно сблокированных групп летних помещений, эркеров и др. функционально — композиционных элементов.

Возможно диаметрально противоположное отношение к разрезке, когда она используется в качестве основной темы композиции фасада: разрезку подчеркивают цветом облицовки или кессонной формой панели. Подчеркнутое выявление вертикальной разрезки позволяет сформировать иллюзорно тектоническую тему фасадной композиции. За счет двухцветной облицовки панелей «размером на комнату» создают (при композиционной необходимости) для изменения масштаба композиции фасада иллюзорную двухрядную разрезку фасадной поверхности и т.д. (рис. 11.9)

Ведущим материалом индустриального строительства является бетон. Однако в архитектурной композиции фасадов относительно редко используется естественная структура этого материала. Как правило, бетон бывает скрыт защитно-декоративным слоем облицовки цветными керамическими или стеклянными плитками, декоративными цветными растворами или синтетическими красками. Именно поэтому с внедрением полносборного домостроения в архитектуру многоэтажного жилища вошел цвет, существенная композиционная роль которого рассмотрена выше. Природа бетона стен подчеркивается только при отделке декоративным щебнем или эрклезом, декоративным бетоном с обнажением заполнителя и при облицовке бетонными плитами.

Наиболее распространено использование в застройке одного основного вида отделки, способствующего единству композиции.

Сочетание разнородных отделок используют в решении фасадов для повышения тектонической выразительности наиболее нагруженных конструктивных элементов здания: открытого каркаса первого этажа, отдельных устоев, консольных плит или балок. Сугубо рабочий характер этих элементов подчеркивается необработанной или гладко затертой фактурой бетонной поверхности, которая вступает в контраст с более насыщенной цветом и светотенью облицовкой или декоративной отделкой поверхности стены.

Архитектурно-композиционные решения многоэтажных жилых зданий

Галерейные и галерейно-секционные жилы дома.

Галерейный тип жилого дома по плановому и объемному построению повторяет коридорный тип дома. Отли­чие же его состоит в том, что внеквартирные коммуникации, включая лестнично-лифтовые узлы, остаются открытыми, и, следовательно, он может быть применен в местах с мягким или жарким климатом.

Читайте также:  Интерьер частных домов с деревянной лестницей

Пространственная структура гале­рейного жилого дома характеризуется теми же признаками, что и коридор­ного: расположением коммуникацион­ных галерей и пространственным реше­нием квартир в разных уровнях. Поэтому классификация, разработан­ная для коридорных домов, примени­ма и к галерейным домам. Наиболее целесообразным конструктивным прие­мом для обоих типов жилых домов является система поперечных стен.

Рассмотрим пример двенадцати­этажного галерейного жилого дома с галереей сбоку и квартирами, имеющи­ми перепад уровней в половину этажа (рис. 36). Одна из квартир имеет обычное построение — из передней подъем на один марш ведет в общую комнату, второй подъем — в спальни. В другой квартире — одномаршевый подъем ведет в общую комнату, а спуск — в спальни, но обе части квар­тиры занимают одну сторону дома. Этот прием потребовал устройства двух коммуникационных галерей под­ряд. В обоих типах квартир в уровне галерей находятся только передняя, кухня и холл-столовая. В торце дома расположены две одноуровневые квар­тиры.

В галерейном типе дома одноуров­невые квартиры, расположенные вдоль галерей на каждом этаже, используют­ся довольно часто. В этом варианте планировки дома кухня, а часто и одна из спален освещаются через галерею, что снижает комфорт квартир.

Система «Город» представляет оп­ределенную иерархию соподчиненных отдельных территорий и объектов, расположенных в его пределах. Нор­мальное функционирование города оп­ределяется транспортной и пешеходной сетью улиц и площадей, системой об­щественных, культурных, административных и торговых учреждений, систе­мой озелененных территорий и рекреа­ционных зон, которые должны быть взаимосвязаны с территориями, заня­тыми жилой застройкой. В ком­позиционной структуре города заранее предусмотрены архитектурные акценты и паузы, которые и находят раз­решение в архитектуре жилых и об­щественных зданий, в системе рас­пределения этажности, в смысловом и художественном размещении их в ткани города. Учитывая особенности композиционного строя участка, от­веденного для строительства, определя­ются основные параметры жилого до­ма: этажность, размеры в плане, пространственное решение и их пла­стическая характеристика. Для получе­ния разнообразного пространствен­ного рисунка жилых домов нужно иметь набор секций, позволяющий осу­ществлять различную этажность и ва­рианты блокировки секций, а также дома разных типов. Композиция жилой застройки большой этажности имеет свои особенности в силу того, что ве­дущую роль в ансамбле современ­ного города часто играют не обществен­ные сооружения, как это было в город­ских ансамблях прошлых исторических эпох, а сами жилые дома.

В поисках решения общей ком­позиции и характера ансамбля жилой застройки важен правильный выбор этажности жилых домов, что является одним из основных градостроительных условий.

Этажность жилых домов теснейшим образом связана с экономической, ги­гиеническими и психологическими факторами и, конечно, с композицион­ным и художественным решением зас­тройки. При выборе этажности жилых домов нужно учитывать не только эко­номику жилого дома, но и экономику использования земли, стоимость которой зависит от затрат на освоение городской территории, на подземные устройства, благоустрой­ство.

Не менее важно создание психо­логического комфорта жителей.

Смешанная этажность в жилой за­стройке — средство выразительности пространственного решения. Она дает возможность с помощью жилых домов разной этажности выделить главные и фоновые элементы композиции, полу­чить акценты. В современной практи­ке можно назвать много интересных решений с различным соотношением этажности жилых домов в 5—9; 12— 16 этажей: жилой район Северное Чер­таново (Москва), ЭЖК в Горьком, жилой район Лоздинай (Вильнюс), новые жилые районы Минска.

Жилой дом, вы­деленный по форме, пластике, цвету или другим характеристикам, отличаю­щим его от фоновой застройки, должен составлять с ней гармоническое целое. Важно правильно определить место ве­дущего сооружения, как зрительного ориентира в ансамбле, дающего воз­можность ориентироваться в простран­стве с ближних, а часто и с дальних точек. Эта роль сооружения отчетлива видна на исторических примерах — выбор места в городе для театра, рату­ши, храма.

В зависимости от пространствен­ного решения и основных видовых то­чек, должны строиться композиция, ритмика, масштабность и пропорции окружающей застройки. Размеры внут­реннего пространства, образованного жилыми домами, подчинены нормам. Так, уменьшение разрывов между зда­ниями нарушает нормы инсоляции, а увеличение их приводит к неоп­равданному снижению плотности. Для композиции пространства двора, пло­щади, улицы важную роль играют их форма, пропорции и физические размеры. Каждой пространственной си­стеме соответствует определенная ком­позиционная закономерность. Так, на­пример, если небольшое пространство ограничено низкой застройкой, то ос­новную роль играет ритмический шаг, образованный по горизонтали, его раз­мер и напряженность создают масштаб. При увеличении высоты зданий, огра­ничивающих большие пространства, в композицию должны активно вклю­чаться членения, пропорционирующие фасад по высоте, которые своим рит­мом и пропорциями дополняют ритм, образованный вдоль фасада. Система пропорций (убывающие, возрастаю­щие), ритм, метр, сложный ритм при­дают нужный масштаб и индивидуаль­ную окраску застройке и образован­ному ею пространству двора, площа­ди, улицы, В зависимости от раз­мера и назначения этого пространст­ва должны меняться характер и рит­мика членения жилого дома.

Планировочной основой компози­ции жилой застройки в пределах меж­магистральной территории служат пе­шеходные пространства и пути движе­ния жителей. Их назначение — связать наиболее короткими и удобными путя­ми жилище с остановками городского транспорта, учреждениями обслужива­ния, местами отдыха и спорта. Они не должны пересекать жилые дворы в местах, предназначенных для тихо­го отдыха и игр детей, спортивных площадок.

Читайте также:  Пример локальной сметы жилого дома

В зависимости от ситуации пеше­ходные дороги решаются разнообразно. Они могут быть ограничены только жилыми домами и озеленением, про­ходить в зонах внутриквартального парка или вдоль встроенных или от­дельно стоящих учреждений общест­венного обслуживания. Каждая из этих ситуаций имеет свои композиционные особенности.

Введением цвета, деталями бал­конных ограждений (деревянных), лоджий, элементами крыш — достига­ется мягкость архитектуры и сораз­мерность между жилыми домами и природой.

Характер застройки и благоустрой­ство пешеходных улиц или улиц, следующих вдоль транспортных линий, зависят от их места и назначения в системе города. Пешеходные улицы могут быть узкими, уютными, со столиками, вынесенными наружу, но могут иметь и официальный харак­тер, превращаясь в широкий бульвар, обстроенный жилыми домами и сплош­ной полосой витрин.

На городских улицах, а тем более магистралях со значительным движе­нием транспорта, жилые дома, по воз­можности, отодвигают от красной ли­нии, предоставляя фронт улицы для пристроенных сооружений обществен­ного назначения, которые должны ор­ганизовывать значительные простран­ства городского масштаба. Одна и та же ритмическая тема может быть прод­лена на большие отрезки улицы или площади. Урбанизированный характер имеет жилая застройка на транспорт­ных магистралях, где использовано разделение пешеходного и транспорт­ного движения в разных уровнях или применены приемы для защиты жили­ща от неблагоприятного шума (см. рис. 73).

Ритм и масштаб крупных транс­портных магистралей, образованных шумозащшценными или многофункци­ональными жилыми домами, должны сохранять те же закономерности, что и любая архитектура — быть соизмери­мыми человеку. Средства архитектурной композиции этих сооружений должны быть соизмеримы с большой протяженностью, шириной, а часто и более сложным профилем магистрали (заглубление, полосы озеленения). От­ветом на эти условия может быть слож­ная композиция с крупными деталями, рассчитанная на восприятие с больших расстояний и при ббльшей скорости передвижения зрителя. Прием разоб­щения транспортных и пешеходных потоков снимает многие трудности ре­шения архитектуры больших магистра­лей. Этот прием часто используется за рубежом в ситуациях, когда вблизи от жилица размещают значительные общественные, культурные и торговые сооружения, через которые проходят большие людские потоки.

Градостроительный ос­новой как жилых, так и смешанных по функции зон, являются пешеход­ные пространства и линии движения транспорта. Приемы решения пешеход­ных коммуникаций и их сочетаний с архитектурой разнообразны, начиная от затесненных пространств и узких пешеходных улиц внутри жилых зон, территориально удаленных от транс­портных линий, до чрезвычайно урба­низированных городских территорий в центре, где значительные транспорт­ные артерии, как правило, находятся под пешеходным пространством и соприкасаются с ним только в опреде­ленных точках, оборудованных много­ярусными паркингами. Такая органи­зация позволяет в пешеходной зоне не нарушать масштаба жилой среды. Этот прием принят во многих новых городах и в зонах реконструкции ста­рых городов .

В районе Гренобль Эшероль (Фран­ция) квартал Арлекин образован не­прерывной линией пешеходной дороги, начинающейся от общественного цент­ра и проходящей над транспортными путями. В самом квартале пешеходная дорога занимает первый и второй эта­жи жилого дома переменной этажности (5—17 этажей). К ней примыкают помещения общественного назначения. Система не нарушает непрерывности пешеходных линий и композиционной целостности городской ткани.

В пешеходных зонах наблюдается тенденция подчинения архитектуры восприятию пешехода с присущей ему малой скоростью передвижения и низ­ких точек обозрения. Этим объясня­ется активная разработка архитектур­ных элементов, находящихся в нижнем слое пешеходного пространства, с ис­пользованием парапетов, пандусов, тех­нических устройств (вентиляционных и др.), превращаемых в скульптурные и рекламные композиции.

В европейской практике организа­ции жилой среды придается большое значение «архитектуре земли»— не­пременному фону, на котором зри­тель воспринимает жилую застройку. Для создания ландшафта жилой среды используют неровности почвы, выхо­дящие на поверхность земли камни, отдельно лежащие валуны. Создаются искусственно неровности почвы, при­чудливые нагромождения бетонных де­коративных форм. Эти приемы худо­жественной обработки земли или ис­пользование ее природных свойств дают возможность получить дополни­тельный масштаб, связывающий жилую застройку с естественной природой, с этой же целью широко использу­ется архитектура зелени, водные по­верхности, мощение

Композиционный прием решения жилых домов, форма и размер прост­ранства ими ограниченного, их ритм и масштаб создают среду обитания, которая играет большую роль в жиз­недеятельности и нравственном состоя­нии людей. Город несет в себе ог­ромные преимущества: культуру, воз­можность получать неограниченную информацию и разнообразно использо­вать свой досуг. Архитектура жилища, как наиболее массовый вид сооруже­ний города, ответственна за созда­ние благоприятной среды. Этой цели служат вовлекаемая в жилую среду естественная природа; соразмерность многоэтажных жилых домов и образо­ванных ими дворов, улиц и площадей города масштабу человека и природы; защита жилых территорий от шума транспорта и психологических перегру­зок.

Жилая среда должна быть гуман­ной и предохранять человека от отри­цательных явлений, которые порождает современный большой город.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Adblock
detector