- Гид по Петербургу
- Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
- Доходный дом П. Т. Бадаева
- Краткое описание
- История
- Современность
- Архитектура и особенности здания
- Чем знаменит доходный дом Бадаева в Питере, и Почему на нём изобразили печального ангела
- Доходный дом П. Т. Бадаева — чудесный модерн и печальный ангел (Необычный Петербург)
- Строительство особняка
- Удивительное рядом: архитектура и интерьеры
- Жители дома Бадаева
- Пост-революционная и пост-советская история
- Адрес и как добраться до дома Бадаева
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Доходный дом П. Т. Бадаева
Доходные дома
Краткое описание
Доходный дом Пантелеймона Трифоновича Бадаева – потомственного почетного гражданина Петербурга – одно из самых эффектных зданий эпохи модерна в городе. Находится на пересечении улиц Жуковского и Восстания. Закругленный угол здания увенчан щипцом с изображением «печального ангела» — скульптурным барельефом в виде женской фигуры.
История
К реализации был принят проект здания, разработанный гражданским инженером В. А. Косяковым и утвержденный в 1907 году. Однако непосредственно строительства дома завершилось на год раньше утверждения проекта – в 1906 году.
Эскизы декоративного убранство фасада разработаны братом Василия Косякова – Георгием совместно с художником-акварелистом Никазом Подбереским
В доме много лет жила русская поэтесса, переводчица и исследователь японской литературы Вера Николаевна Маркова. Ее отец был железнодорожным инженером, человеком состоятельным, поэтому семья занимала в доме большую квартиру с эркером.
Современность
В начале 1950-х годов здание подверглось капительному ремонту, затем там организовали коммунальные квартиры. Это не лучшим образом сказалось на состоянии дома: распахнутые двери подъездов, выбитые стекла, грязные лестницы, люди с сомнительной репутацией.
В настоящее время здание является памятником архитектуры федерального значения. Часть дома сейчас занимает отель Hotel Akyan.
Архитектура и особенности здания
Здание имеет 5 этажей и выстроено в стиле модерн. Дом Бадаева отличается от прочих угловых зданий, являющихся, как правило, симметричными.
Его часть, которая расположена вдоль улицы Жуковского – в два раза короче и менее насыщена архитектурными деталями. Она является северной стороной дома, квартиры, спроектированные там – меньше и дешевле
Архитектурной особенностью и эффектной частью строения является его угол, увенчанный щипцом
Именно в этой, угловой, части дома располагались самые лучшие квартиры из 6 комнат с кухней.
Фасад здания оформлен лепниной и вставками из майолики. Дом Бадаева стал одним из первых в городе, который оформили керамикой с фабрики Ваулина
Майолику поставляла фабрика Петра Кузьмича Ваулина, русского художника-керамиста и технолога. Этот мастер внес значительный вклад в возрождение русской майолики
В декоре дома присутствуют:
- керамические панно
- металлические рельефные панно
- два эркера на высоту с 3-го по 5-й этажи
- балконный пояс на уровне 3-го этажа и металлические ажурные решетки балконов
- рельефные оконные рамы: в виде медальонов с женскими портретами, в виде маски фавна, с растительными и цветочными орнаментами, с изображениями муз и античных зарисовок
Чем знаменит доходный дом Бадаева в Питере, и Почему на нём изобразили печального ангела
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Доходный дом потомственного почетного гражданина Петербурга, старосты домовой церкви при Петербургской духовной семинарии Пантелеймона Бадаева стоит на перекрестке улицы Жуковского с улицей Восстания. Автор проекта – Василий Косяков, которому также помогал брат Георгий. Автор декоративного убранства фасадов – художник Никаз Подберезский (Подбереский). Кстати, этот живописец неоднократно работал совместно с Кояковыми над проектами как в Питере, так и в других городах.
Дом возводили примерно два года и, что интересно, достроили его на год раньше, чем был официально утвержден его проект – в 2006 году. Увы, сам Бадаев в том же году умер.
В 1907-м проект получил серебряную медаль на городском конкурсе фасадов, а на Всемирной выставке в Париже Василий Косяков удостоился за свою работу золотой награды.
Доходный дом Бадаева асимметричен (его правое крыло почти в два раза короче левого), что обычно нехарактерно для угловых зданий, выполненных в стиле модерн. Но эта разница смотрится органично благодаря закругленному углу, на щипце которого и расположен барельеф с изображением девушки. Вскоре после постройки местные жители прозвали это здание «Дом печального ангела».
Легенда гласит, что изображение ангела проектировщики внесли в дом неслучайно. Якобы таким образом владелец дома Пантелеймон Бадаев увековечил память о своей дочери, которая трагически погибла – выбросилась из окна.
У изображения девушки изящные крылья, а над головой – нимб в виде небесной сферы, по ободку которого расположены знаки зодиака.
Помимо фигуры ангела, у дома очень много интересных элементов – это и богато украшенные эркеры, и орнаменты, узорчатые вставки, и затейливая лепнина. Восхищают панно из майоликовой плитки, которая была специально изготовлена в знаменитой мастерской Петра Ваулина.
Если резюмировать, то в декоре здания можно заметить керамические панно (в том числе и в парадных), металлические панно, два эркера с вставками из майолики, красиво украшенный балконный пояс (уровень третьего этажа), ажурные решетки на балконах и барельефы-медальоны (музы, цветы, античные зарисовки и т.д.) на оконных рамах.
В доме селились семьи разного социального статуса и уровня дохода. Например, в его угловой части располагались многокомнатные квартиры для очень обеспеченных семей. Дверь в подъезд открывал швейцар, внутри располагались шикарные камины. А вот та сторона дома, которая выходит на улицу Жуковского, была и не такой помпезной, и предназначалась для людей попроще. Квартиры там были меньше по метражу и дешевле.
После революции в здании размещалась лаборатория треста «Союзформолитьё», также тут были открыты продуктовые магазины. Были в доме и коммунальные квартиры. Вообще же здесь проживало немало известных архитекторов советских лет, выдающиеся ученые, литераторы, лингвисты.
Интересный факт: во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда в здание попал вражеский снаряд, в результате чего часть квартир верхних этажей лишилась стен. Только в начале 1950-х дом отремонтировали.
Увы, за все советские годы сохранение этого уникального здания в его первоначальном виде мало кого заботило. Постепенно доходный дома Бадаева стал приходить в упадок. К началу XXI века облупившийся фасад (в том числе барельеф с фигурой печального ангела) представлял собой грустное зрелище, и лишь при внимательном рассмотрении можно было увидеть следы былого великолепия. Капитально отреставрировали дом только в 2013-2014 годах, то есть более чем через сто лет после его постройки.
Правда, старожилы и некоторые специалисты считают, что реставрацию можно было бы провести более профессионально да и дом изначально, мол, не имел столь явно розового цвета.
Доходный дом Бадаева официально признан объектом культурного наследия РФ. Кстати, в городе на Неве есть и другие архитектурные шедевры в стиле северного модерна. Например, доходные дома, которые спроектировал архитектор Лидваль, создавший новый облик Питера
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Доходный дом П. Т. Бадаева — чудесный модерн и печальный ангел (Необычный Петербург)
Мы продолжаем изучать интересные и восхитительные доходные дома Санкт-Петербурга. Те строения, которые хорошо сохранились до наших дней; сооружения, которые привносят изюминку в архитектуру города на Неве, изысканно вписываясь в её современный облик.
На улице Жуковского в Санкт-Петербурге можно увидеть один из таких домов — бывших доходных, который был построен в начале прошлого века. Как мы ранее выказывали такую мысль, что, несмотря на тот факт, что дома строились для сдачи внаём и для получения прибыли, каждый из них уникален и возводился в собственном стиле с интересными элементами и изысками архитектуры.
Поэтому они столько важны для города и включены в списки памятников архитектуры для их защиты. Доходный дом П. Т. Бадаева примечателен тем, что был выстроен в стиле модерн, а он далёк от банальных форм и зачастую красуется ассиметрией. Но в этом и вся прелесть, когда разные элементы дома как бы живут своей жизнью, но в чётком сочетании и милой гармонии друг с другом, создавая общую картину великолепия и при этом вписываясь в общую архитектурную концепцию улицы.
Ещё в чём необычность этого доходного дома, в его барельефе, которая, правда, вызывает немало споров по поводу своего значения, зато у петербуржцев есть почва для размышления и воображения. Познакомимся с историей дома и поговорим обо всех его особенностях.
Строительство особняка
В начале 1900-х участок, на котором был возведён данный дом, принадлежал потомственному почётному гражданину города. Он же стал заказчиком — Пантелеймон Трифонович Бадаев, к тому же, староста домовой церкви при Петербургской духовной семинарии. Он был почётным блюстителем по хозяйственной части.
Бадаев владел несколькими дома в городе. Строительство дома было начато в 1904 г. Автор проекта — Василий Антонович Косяков. Дом был построен в 1906 г. И уже через год — в 1907 году главному архитектору В. А. Косякову дома была присуждена серебряная медаль на городском конкурсе фасадов.
Правда, зодчий привлёк к работе своего младшего брата — Георгия Антоновича Косякова, который, в свою очередь, задействовал архитектора Никаза Леонардовича Подбереского для выполнения эскизов декоративного убранства дома.
Удивительное рядом: архитектура и интерьеры
Закругленный угол дома П. Т. Бадаева заканчивается щипцом. На нём барельеф — крылатая женская фигура, которую называют почему-то «печальным ангелом». Вот, чем очень примечателен этот дом, о чём мы говори выше. Ангелов любят в городе на Неве. Их на дома Северной столицы немало. И дом Бадаева пополнил этот неземной ряд.
Интересны на фасадах небольшие эркеры с красочными майоликовыми вставками. Майолика была изготовлена на только что организованном предприятии П. К. Ваулина и О. О. Гельдвейна в посёлке Кикерино в 1906 г. Помимо барельефа с печальным ангелом, на доме много других неподражаемых изображений, которые вы можете увидеть на фотографиях ниже.
Керамические панно можно увидеть и в вестибюлях парадных лестниц. В угловой части расположены самые большие и представительные квартиры. В главном подъезде дома — камин.
Жители дома Бадаева
Доходный дом Бадаева привлекал по большой мере архитекторов, но не только с целью оценки этого неподражаемого творения, но и для проживания в нём. Оно и понятно, дом был не только внешне, но и внутренне красив. В нём были все эстетические и гигиенические условия, также все удобства того времени, было тепло и уютно.
В доходном доме П. Т. Бадаева жили
- Архитектор, академик архитектуры — Карл Фёдорович Мюллер (Миллер) в 1870-е — 1880-е гг.
- Архитектор — Игнатий Павлович Залесский в 1880-е гг.
- Архитектор — Владимир Львович Владыкин в 1906 — 1929 гг.
- Филолог, историк литературы, пушкинист — Павел Елисеевич Щёголев в 1907 — 1908 гг.
- Гражданский инженер — Валентин Павлович Голубин в 1911 — 1931 гг.
- Гражданский инженер — Александр Иванович Фанталов в 1922 — 1940 гг.
- Двукратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион Европы, заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер по академической гребле, художник, архитектор, почётный гражданин Санкт-Петербурга — Юрий Сергеевич Тюкалов в 1956 — 1976 гг.
Внимательно ознакомившись со всей информацией выше и перечнем жильцов, можно сделать вывод, что это сооружение продолжает традиции. Дом строил потомственный почётный гражданин города и архитектор, даже академик архитектуры П. Т. Бадаев и в нём проживали известные архитекторы, среди которых был художник, архитектор, мастер спорта и чемпион, гражданин Санкт-Петербурга.
Ещё имеется информация о жителях и об этом доме. Она и интересная, и несколько грустная. Вот, что пишет про жителей дома актёр В. Рецептер в издании «Жизнь и приключения артистов БДТ» в 2005 г.
В этом доме прожила много лет переводчица Вера Маркова. Её отец был инженером-путейцем и выбрал для семьи большую квартиру с эркером, выходящую на угол Знаменской и Жуковского, вскоре после февральской революции. Он долго не мог добиться от хозяина ответа, какими деньгами платить; наконец дело решилось, и царскому золоту или валюте продавец предпочёл бумажные керенки, нарвавшись вскоре на октябрьский дефолт.
Говорили, что одно время в доме жила сама Вырубова. Во всех подъездах топились камины, гостей встречали швейцары, и верхнее платье с калошами пришельцы оставляли внизу. Дубовый, похожий на игрушечный, лифт с узкими зеркалами поднимал гостей бесшумно и плавно. Р. еще застал ту кабинку, побитую временем, поруганную людьми, и уже на его глазах в конце семидесятых старатели треста «Лифтмонтаж» вырубали ее из шахты и заменяли стальным уродцем, похожим на сейф или пыточную камеру.
Во время блокады в дом угодил немецкий снаряд, квартиры верхних этажей нашего флигеля остались без южных стен и долго были открыты утешительному солнце.
После капремонта в начале 50-х жилье стало в основном коммунальным, подъезды вскоре оказались распахнуты, стекла выбиты, и на широких подоконниках началась новая жизнь. Здесь принимали клиентов проститутки с Московского вокзала, выпивали идейные алкоголики и пробующие юнцы, здесь позже начали ширяться наркоманы, пряча грязные шприцы в прикрытые жестью гнезда электросчетчиков. В большие морозы под батареями ночевали бомжи.
Пост-революционная и пост-советская история
При советской власти в 1940-х в доме размещалась Ленинградская научно-исследовательская лаборатория Всесоюзного треста Союзформолитьё. Потом был тут магазины Продукты питания Куйбышевского райпищеторга № 14 и № 36.
В 2001 году дом был включён КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
В 2009 году здание было включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Долгое время дом находился в таком же печальном виде, как и ангел на нём. К счастью, недавно дом отреставрировали, что можно увидеть на фотографиях ниже. Хотя некоторые петербуржцы считают, что барельефы были обезображены ремонтом и розовый тон смотрится вычурно. Судите сами.
Адрес и как добраться до дома Бадаева
- Санкт-Петербург, ул. Восстания, 19 / ул. Жуковского, 53
- Ближайшая станция метро: «Площадь Восстания»
- От ст. м. «Площадь Восстания» пешком
7 минут = 601 м. С Лиговского проспекта свернуть на улицу Восстания и всё время следовать по ней до дома Бадаева.