Перистильный тип жилого дома это

Перистильный тип жилого дома это


Наиболее поучительным в этом отношении примером служит тип древне-греческого жилого дома из блестящей эпохи эллинской культуры (323-31 гг. до н.э.).

Наиболее распространенным типом жилища в эпоху эллинизма был перистильный дом, сформировавшийся еще в V-IV вв. до н.э, получивший свое название от открытого светового дворика, окруженного с четырех сторон портиками, за которыми располагались жилые комнаты.

Перистильный тип жилого дома имеет в условиях южного климата ряд серьезных практических достоинств. Он дает возможность по-разному использовать пространство под колоннадами портика в зависимости от времени года и ориентации по странам света (использование солнечных лучей в осеннее и зимнее время для обогревания, затемнение жилых комнат в летнее, создание микроклимата двора путем устройства бассейнов и зеленых насаждений).

В качестве типичных примеров перистильных жилых домов эпохи эллинизма можно указать жилые дома Приены, а также дом Трезубца и дом Масок на острове Делосе.

Дом Трезубца, строительство которого относится ко II в. до н. э., является примером небольшого дома с богатой отделкой интерьера. Широкий коридор-прихожая ведет с улицы в перистильный дворик. Справа от входа была комната раба-привратника. Слева от входа помещалась лавка с подсобным помещением, открывающаяся на улицу широким проемом-дверью.

Мраморный перистиль дома Трезубца выделяется среди других помещений богатством декора: большие мозаики бассейна (имплювия), главного портика и др. были трактованы как орнаментальные многоцветные композиции. В северо-восточном углу, рядом с главным залом, находилось открытое на юг помещение — экседра. В состав помещений дома входили также комната для рабов и кухня с переносным очагом. Стены главных помещений дома были покрыты стуком и расписаны фресками, изображающими архитектурные элементы отделки интерьера: квадры кладки, пояски, карнизы, орнаментальные украшения.

Дом Масок, относящийся к тому же времени, может служить примером дома, занимающего целый квартал (около 39X45 м). Здание имеет два перистиля и большое количество разнообразных комнат с прекрасными мозаичными полами в некоторых из них и с отделкой стен фресками.

Наиболее характерной архитектурно-композиционной особенностью жилища является изолированность его внутреннего пространства от улицы. Все средства архитектурной выразительности и все богатства декоративной отделки были сосредоточены в интерьере, главным образом в композиционном центре жилища — перистильном дворике.

Архитектура интерьеров эллинистического жилого дома отличается большой утонченностью и изяществом. Сочетание разнообразных по форме, отделке и цвету помещений, залитый светом дворик, окруженный тенистыми колоннадами и украшенный небольшими фонтанами, зеленью, цветами, скульптурой, многоцветная фресковая роспись и мозаики — все это делало архитектуру жилого дома особенно близкой человеку, красивой, комфортабельной и уютной.

Уличные фасады домов не имели окон и представляли собой глухие гладкие стены без архитектурных или декоративных украшений; только портал входа обрамлялся скромным наличником с пилястрами и антаблементом. В позднее эллинистическое время вход в дом иногда украшали портиком.

Подобного рода жилые дома мы встречаем тоже у древних римлян, заимствовавших этот вид сооружения у своих греческих соседей.

Жилища древней Греции пастадный и перистильный типы. Жилища Афин и Олинфа.

ПАСТАДНЫЙ ДОМ. В архаическую эпоху (VIII-VI вв. до н.э.) начинают строить дома, тип которых сохраняется и в последующее время. Это одно-, максимум двухэтажное, сооружение на фундаменте из каменных блоков и стенами, сложенными из сырцового кирпича. В этот период получает распространение пастадный тип дома. Во двор входили через небольшой коридор, часть которого со стороны улицы была расширена и образовывала пропилон с двумя или тремя колоннами. Вдоль передней стороны двора располагались хозяйственые помещения. Прямоугольный двор с трех сторон был окружен портиком, в который выходили двери андрона (мужского зала, где обычно устраивались симпосиумы), экседры (столовой для приема гостей), коитона (спальни хозяев), апотеки (кладовой) и других помещений. С четвертой стороны, напротив входа, был небольшой зал, открытый в сторону двора, который назывался пастад. Он был обращен обычно на юг, хорошо обогревался солнцем зимой и давал тень летом. По обе стороны от пастада были две главные спальни для членов семьи (таламос и амфиталамос). За пастадом находились комнаты, отводимые хозяйке и детям. Эта половина дома называлась гинекеем. Перед домом обычно ставили какой-нибудь сакральный символ. Во дворе стоял алтарь Зевса — покровителя дома, а в пастаде — круглый жертвенник богини домашнего очага Гестии.

Читайте также:  Суточное потребление электроэнергии жилым домом

ПЕРИСТИЛЬНЫЙ ДОМ. Позже, в конце V — начале IV в. до н.э. пастадный тип дома сменяется перистильным. Это изменение выражалось в том, что появился второй перистиль, находящийся или впереди или сбоку от сохраняющегося пастадного двора. Этот новый двор получил название андронитиса (мужской части дома), так как служил местом пребывания мужчин, гостей и мужской прислуги. Он всегда богато украшался. По передней его части, со стороны улицы, размещались хозяйственные помещения. Пастадный двор был отдан в распоряжение хозяйки и получил название гинеконитиса (женской части дома). Он дверью отделялся от первого перистиля и был центром семейной жизни. Здесь располагались оптанион (кухня), апотеки (кладовые), комнаты для рабов.

ОЛИНФ. Город-памятник представляет как бы единовременный срез жизни античного города IV в. до н.э. При строительстве городов с V. в. до н.э. использовалась гипподамова система. Здесь пастадный дом выглядел иногда по-другому — это небольшой открытый дворик с портиком по одной из сторон, в зависимости от рельефа местности прямоугольный или неправильной формы. Вокруг этого дворика располагалось несколько комнат, в которых обитала семья. Пол андрона выкладывался мозаикой. Приблизительно площадь типичного для этого времени дома составляет 17 х 17 м, площадь адрона — 4,5 х 4,5 м. Высота дома, если он имел второй этаж, могла доходить до 7 м. Кроме частных домов, принадлежавших отдельным хозяевам, были синойкии, своего рода общежития, комнаты в которых сдавали внаем.

А в Афинах было то, что описано до этого.

33. Происхождение древнегреческих агор в значительной мере еще остается невыясненным. Правда, общественные функции городских площадей в минойскую и микенскую эпохи выполняли дворы, расположенные на терри­тории дворцов, но торговые площади этого времени нам совсем неиз­вестны. В архаическую эпоху места для народных собраний находились па терри­тории акрополей и священных участков, тогда как торговля производи­лась на специальных рыночных агорах, возникавших за пределами акрополей, среди рядовых городских кварталов. Площадь как таковая в ото время не являлась самостоятельной архитектурной темой, и, видимо, ни один из архитекторов вплоть до второй половины V в. не получал заданий па строительство площадей. И тем не менее площади возникали, так как перед главными храмами нужно было оставлять свободную территорию, предназначенную для религиозных и гражданских собраний. Такие сво­бодные -территории, еще не имевшие геометрически правильных границ, были оставлены перед Стофутовым храмом в Афинском акрополе, перед храмом Зевса в Олимпии, у храмов С и D в Селинунте и, наконец, в са­мих Афинах, где Писистрат начал строительство площади общественного назначения. Однако эта площадь, как и все архаические агоры, не полу­чила упорядоченного плана, и лишь много лет спустя после нашествия персов Кимон дал распоряжение обсадить эту площадь платанами. Тем самым была сделана первая попытка придать афинской агоре архитектурно организованные контуры. Естественно, что главную роль в компо­зиции архаических агор играли самые храмы. Обычно они врезались в площадь углом, вследствие чего колоннады периптера воспринимались с тех наиболее выгодных зрительных позиций, откуда храм производил впечатление объемной формы. На стилобатах храмов во время широких народных собраний располага­лись зрители, наблюдавшие торжественные процессии или выступления политических ораторов, философов л поэтов. Позднее, в эпоху греческой классики, стали строить многоколонные гале­реи, предназначенные для торговли и общественной жизни городского на­селения. Эти галереи ограничивали площадь по меньшей мере с одной стороны и вносили в ее архитектуру элементы регулярности. Такой пере­ходной от архаики к классике площадью явилась уже упомянутая нами большая Афинская агора, планировочная диагональ которой удачно устремляется к северной стене акрополя. Геометрически правильная гипподамова планировка наложила свой отпе­чаток не только на улицу, по и па площадь. В условиях строгой уличной сети прямоугольная площадь казалась наиболее естественной. И вот начи­ная с середины V в. до н. э. в Милете, Мегалополе, Книде, Приене и дру­гих городах появляются прямоугольные агоры, обнесенные галереями по с одной, а со всех четырех сторон. Эти обстоятельства решительно изме­нили архитектуру агор. И если в ансамбле архаической агоры с ее периптеральными храмами, священными рощами л дымящимися алтарями преобладала живописность, то в архитектуре классической агоры решаю­щую роль играли отношения н пропорции простой геометрической компо­зиции. Достаточно представить себе Южную агору в Милете в ее перво­начальном виде, чтобы убедиться в этом. Громадные размеры этой заме­чательной площади, имеющей 166 м в длину, по-видимому, объяснялись характером торговли. Здесь, в южной части Милета, поблизости от глав­ной улицы, ведущей к городским воротам, по всей вероятности, происхо­дила торговля сеном, дровами н скотом, тогда как в портиках и лавках, окружавших Южную агору, продавались съестные припасы и другие негромоздкие товары. Свободная от каких бы то ни было статуй, скамей и прочих малых архитектурных форм вся площадь освещалась лучами яр­кого солнца и с любой точки воспринималась как простой прямоугольник, обрамленный колоннами. Тесно стоящие невысокие колонны четко выде­лялись своей белизной на фоне портиков, погруженных в глубокую тень, а красные черепичные крыши завершали эти колоннады и придавали си­луэту площади строгую горизонтальность. Можно полагать, что однород­ность в обработке фасадов площади не спи/кала общего впечатления, так как превосходные пропорции галерей дополнялись лаконичной и кон­трастной гаммой цветов на фоне вечно синего неба с бегущими белыми облаками. Приемы планировки площадей, выработанные в классическую эпоху, со-хранили жизнеспособность и в III — I вв. до н. э. Так, например, пергамский Нижний рынок напоминал своими прямо­угольными очертаниями Южную агору Милета; почти аналогична ей и агора в Магнесии на Меандре, однако с той только разницей, что внутри этой площади стоял миниатюрный храм (Зевса Сосиполия). Появление храмов на рыночной площади, совершившееся в эллинисти­ческую эпоху, было чрезвычайно важным событием, ибо, как мы увидим ниже, храм, поставленный в глубине растянутой площади, превратится в решающую силу ансамбля всех ранних форумов Рима. В эллинистических малоазиатских городах рыночные храмы были не единичным явлением. II если в Магнесии на Меандре храм Зевса стоит перпендикулярно глав­ной осп площади, то на Верхнем рынке Пергама он ориентирован так же, как н у римлян, т. е. вдоль площади. В этом отношении особенно инте­ресна исторически формировавшаяся агора Ассоса. Вполне допустимо, что площадка агоры (образованная вырубкой в скале, а отчасти подсыпкой, укрепленной подпорными стенами) относится к эллинистической эпохе, а если это соответствует действительности, то агора Ассоса с ее характер­ными для эллинистической эпохи двухэтажными галереями и храмом, поставленным па продольной осп, превращается в связующее звено между греческими н римскими площадями.

Читайте также:  Как отделать внутренние стены брусового дома

Перистиль в архитектуре это. Перистиль

Популярные материалы

Today’s:

Перистиль в архитектуре это. Перистиль

Перисти́ль ( перистилиум ) — открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой. Термин происходит от περίστῡλος («окружённый колоннами» от περί- «вокруг» и στῡλος «столб») и изначально обозначал такой архитектурный приём вилиархитектуре. Постепенно понятие распространилось на более ранние сооружения подобного плана, использовавшиеся в,и т. п.

Открытая часть перистиля зачастую отводилась под. Сообщение перистиля сорганизовывалось через два узких коридора и более широкую проходную горницу. У древних римлян перистиль являлся средоточием интимной семейной жизни.

Перистильный двор — это составная часть большинства жилых и общественных строений периода Античности, известен с 4 в. до н. э. и является составной частью греко-римского дома.

Напишите отзыв о статье «Перистиль»

отрывок, характеризующий перистиль

Портик

Портик ( лат. porticus ) — крытая галерея , перекрытие которой опирается на колонны , поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава , или посредством перекинутых между ними арок . Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Портиком также называется парковый павильон с колоннадой .

Портик введён в архитектуру древними греками и был заимствован от них древними римлянами . В античных постройках он служил местом, в котором можно было сидеть и прогуливаться, укрывшись от палящих лучей солнца или от дождя. Этот род построек удержался в зодчестве средних веков (монастырские клуатры ) и эпохи Возрождения . В новое время портики широко использовались в архитектуре классицизма XVIII — первой трети XIX века.

Портик римского Пантеона (II век н. э.)

Читайте также:  Вентиляция жилого одноэтажного жилого дома

Портик Нового Эрмитажа (1840—1850)

Северный портик Эрехтейона , Афинский Акрополь

Исаакиевский собор имеет портики в каждом фасаде .

Имплювий

Имплювий (также имплювиум , лат. impluvium от in — «в» + pluvia — «дождь», букв. «водосбор») — бассейн в средиземноморском доме. Впервые возник в древнеиталийском и древнеримском жилище домусе , затем стал необычайно популярен в древнеримской и древнегреческой архитектуре античности, когда в условиях засушливого климата в целях экономии воды древний очаг на дне атриума был убран, и на его месте появился четырёхугольный неглубокий бассейн-имплювий. Дождевая вода стекала в него по четырёхскатному черепичному проёму в крыше под названием комплювий. Глубина имплювия была небольшой — около 30 см. Поначалу его воды использовались для хозяйственных нужд, затем в роскошных виллах римской знати имплювии были углублены и превратились в настоящие бассейны, известные нам сегодня. Дождевая вода считалась также мягкой для тела. Углубления, напоминающие имплювий, найдены и у южноамериканских индейцев, которые таким образом, видимо, также запасали воду.

Атриум это. Атриум

или а́трий ( atrium от «закопчённый; чёрный: помещение, почерневшее от копоти»), каведиум ( cavedium «углубление» от«пустой») — первоначально центральная частьижилища (), представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения. В раннехристианскихатриумом также называют прямоугольный дворик перед входом в храм, окружённый крытой галереей.

В современной архитектуре атриумом называется центральное, как правило, многосветное распределительное пространство общественного здания, освещаемое через зенитныйили проём в перекрытии. Подобное пространство может быть организовано на крупных.

и, где находилисьи, и одновременно — сакральным ядром жилища, уподоблявшимся центральному святилищу Рима — мундусу Цереры . Последний представлял собой круглую сводчатую яму, по легенде вырытуюпри основании города и открывавшуюся трижды в годдля жертвоприношений. В этом качестве атриум, как и мундус , символизировал космическую ось, соединяющую подземный мир с небесами. Центральное место в атриуме занимал бассейн (), над которым оставался четырёхскатный проём в крыше (), куда стекала дождевая вода. За имплювием, несколько поодаль, складывали очаг с таким расчётом, чтобы огонь не заливало дождевой водой, а дым вытягивало наружу. Позднее очаг из этой комнаты исчез. Изначально атриум был также местом сна матери семейства — напротив входа в дом была глубокая ниша для её кровати — lectus adversus («ложе против дверей»). В более поздние периоды эта ниша утратила первоначальную функцию и сохранялась лишь символически — как знак святости брака. В атриуме же размещалась и большая часть принадлежащих роду ценных предметов: тяжёлый сундук с семейными реликвиями (денежный ящик), стол типа жертвенника — картибул (вспоминал, что в его детстве они ещё встречались), специальная ниша ( таблинум ), где хранились документы хозяина и семейный архив, и шкаф (ниши) для хранения восковых масок () и бюстов предков, а также изображений добрых духов-покровителей —и(позже отдельное святилище —). Ткацкий станок как непременный элемент обстановки атриума в старозаветных семьях сохранился до конца республики. Затем атриум превратился в публичную, приёмную часть дома, парадный зал. Здесь принимали гостей, которых не хотели вводить в круг семьи; здесьпринимал своих. Атриум стал наиболее богато обставленной частью дома. Сохранившиеся карнизные кольца свидетельствуют о том, что этот зал делили в случае необходимости занавесями и портьерами на отдельные пространства.

Атриум неизменно сохранялся и в других типах жилых домов Древнего Рима. Роль атриума в(многоэтажных домах) выполнял световой дворик.

различал 5 типов атриума:

  1. atrium tuscanium («тосканский») — без колонн; отверстие в кровле образовывалось только стропилами (хотя строить такую систему было дорого, судя по всему, это был наиболее распространённый тип атриума в империи);
  2. atrium tetrastylum («четырёхколонный») — четыре колонны, по одной на каждом углу имплювия;
  3. atrium corinthium («коринфский») — сходен с предыдущим, но комплювий больше по размеру, и количество колонн увеличивается до 12-16;
  4. atrium displuviatum («дождеотводящий») — размер комплювия значительно сокращён, благодаря чему он представлял собой узкую щель, а наклон кровли был устроен так, чтобы дождевая вода стекала с неё наружу;
  5. atrium testudinatum («крытый») — полностью перекрытый сводами атрий (без комплювия), устраивавшийся обычно в небольших домах.
  1. Искусство средних веков и Возрождения: энциклопедия — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002.
Оцените статью
Adblock
detector