Меню

Социальный проект по адаптации выпускников детских домов

Социально-педагогический проект психологического сопровождения постинтернатной адаптации выпускников «Будь успешным»

Актуальность

В настоящее время задачи адаптации выпускников детских домов представляют собой острейшую социальную проблему.

Выпускники детского дома испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. После выхода из детского дома выпускник не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых.

Базовым фактором в значительной мере определяющим успешность постинтернатной адаптации детей-сирот, являются особенности психосоциального развития. Слабая ориентированность на будущее, тревожность и агрессивность, неумение конструктивно общаться, приводят к тому, что выпускники испытывают трудности самостоятельной организации жизни.

Неблагоприятными факторами постинтернатной адаптации выпускников является комплекс психологических затруднений, таких как, отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, значительные трудности в управлении и планировании своей жизни т.п.

Организация психолого-педагогического сопровождения постинтернатной адаптации выпускников детских домов позволит решить противоречие между социальным заказом на личность ребенка-сироты, способную стать активным субъектом собственной жизнидеятельности по выпуску из детского дома, и низкой социальной адаптацией выпускников в реальной жизни.

Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость создания проекта психологического сопровождения постинтернатной адаптации выпускников.

Объект: выпускники 2012 года КОУ «Тарский детский дом им. Д.М. Карбышева», КОУ «Тарская школа-интернат»

Предмет: процесс постинтернатной адаптации выпускников

Цель: создание модели психологического сопровождения постинтернатной адаптации выпускников

  1. Диагностика с выявлением особенностей личности выпускника, проблем социальной адаптации, особенностей самостоятельной жизни, установление «социального диагноза»;
  2. Разработка и реализация индивидуальных программ социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, направленных на выход из трудной жизненной ситуации;
  3. Оказание морально-психологической поддержки и помощи выпускникам интернатных учреждений в решении их личных и социальных проблем, в преодолении конфликтных ситуаций, в решении актуальных задач обучения, личностного и профессионального развития, преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, в решении проблем взаимоотношений со сверстниками, преподавателями;
  4. Организация и проведение мониторинга, характеризующего психологическое состояние постинтернатной жизни выпускников с целью разработки мер психолого-педагогической коррекции социального опыта выпускников и профилактики их дезадаптации.

Сроки функционирования проекта: проект рассчитан на реализацию в течение 3 лет после выпуска воспитанников из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Состав участников проекта.

Для достижения поставленных целей проект предусматривает целенаправленную и согласованную деятельность следующих специалистов:

  • социального педагога;
  • юриста;
  • педагога-психолога;
  • выпускников.

База проекта: КОУ «Тарский детский дом им. Д.М. Карбышева».

Теоретическая основа проекта:

  • гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);
  • теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);
  • теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);
  • положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.);
  • концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);
  • исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).
Читайте также:  Проект дома с колоннами террасой

Проект основывается на следующих социально-педагогических технологиях:

  1. Технология гуманно-личностного подхода — Ш.А. Амонашвили.
  2. Технология педагогической поддержки — О.С. Газман.
  3. Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ-интернатов — Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд.
  4. Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов — В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.

Методы работы, используемые в проекте:

  1. Теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), классификация педагогических фактов и их обобщение.
  2. Методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных).
  3. Практические методы:
    • психологическое консультирование;
    • мини-лекции, практические семинары, круглые столы, групповые дисскусии;
    • тренинги (личностного роста, коммуникативной компетентности профессионального самоопределения, повышения самооценки и уверенности в себе, развития самостоятельности, целеполагания и принятия решений, командообразующие тренинги);
    • занятия в сенсорной комнате по снятию психоэмоционального напряжения и формированию навыков самоконтроля своего внутреннего состояния;
    • деловые игры по выработке навыков при устройстве на работу, во время собеседований и т.д.
  4. Метод психологического исследования по адаптации выпускников.
  5. Методы воспитания: методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности.
  1. Повышение уровня социально-психологической адаптации выпускников интернатных учреждений.
  2. Психическое и личностное развитие выпускников, обеспечивающее их успешную постинтернатную адаптацию.
  3. Профессиональная самореализация выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  4. Получение данных о социально-психологических проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.

Критерии оценки ожидаемых результатов.

На заключительном этапе реализации проекта будут подведены итоги эффективности проекта, результаты его реализации, намечены планы дальнейшего развития деятельности.

Эффективность проекта можно оценить в несколько этапов (по окончании каждого учебного года).

В данном случае используются методики социально-психологической диагностики, отвечающие критериям адаптивности:

  1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда.
  2. Шкала социальной компетентности (разработана А. М. Прихожан по типу шкалы социальной компетентности Е. Долла).

Данная диагностика заключается в следующем.

Оценка проводится по следующим параметрам:

  1. Самостоятельность.
  2. Уверенность в себе.
  3. Отношение к своим обязанностям.
  4. Организованность, развитие произвольности.
  5. Развитие общения.
  6. Интерес к социальной жизни.
  7. Самопринятие и принятие других.
  8. Эмоциональная комфортность.
  9. Адаптивность.

На основе данной информации определяется как общий уровень социально-психологической адаптации выпускника, так и социальная компетентность в отдельных областях.

Программа реализации проекта

Для более эффективной реализации проект разбит на 4 блока:

  1. Социально-психологическая диагностика.
  2. Психологическое консультирование.
  3. Психологическое просвещение.
  4. Психологические тренинги.

Блок 1. Социально-психологическая диагностика.

Цель: определение уровня социально-психологической адаптации выпускника, составление «Индивидуальной карты психосоциального развития выпускника» (см. Приложение 1).

Данные психодиагностики являются основой для разработки «Индивидуального плана психологического сопровождения постинтернатной адаптации выпускника» (см. Приложение 2).

Блок 2. Психологическое консультирование.

Цель: оказание психологической помощи в специально организованном процессе общения психолога и выпускника, в ходе которого оказывается помощь в проблемах, связанных с нарушением социальной адаптации, направленной на осознание личных проблем, способность актуализировать собственный опыт.

Читайте также:  План дома с полу мансардой

Блок 3. Психологическое просвещение.

Цель: приобщение выпускников к психологическим знаниям и формирование у них психологической культуры.

Психологическое просвещение осуществляется в рамках работы стенда «Психолог рекомендует», рубрики «Советы психолога» в газете для выпускников «Шаг навстречу успеху», распространение буклетов и памяток, размещения информации на сайте Центра постинтернатного сопровождения, с целью информирования и прояснения ситуаций психологического аспекта.

Организация клуба выпускников «Мы вместе» на базе Центра постинтернатного сопровождения выпускников.

Блок 4. Психологические тренинги.

Цель: психокоррекционное и развивающее воздействие на личность выпускника, рассчитанное на избавление от каких-либо проблем психологического характера, исправление поведения и повышение уровня социально-психологической адаптации.

В рамках реализации проекта с выпускниками организован тренинг развития коммуникативных умений и навыков (см. Приложение 3).

С целью активизации адаптационных реакций организма, достижения эмоционального равновесия, обучения выпускников использованию социально-приемлемых способов снятия внутреннего эмоционального и мышечного напряжения, планируется проведение тренинга «Жизненные навыки» с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты.

Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека, создает ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности, наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений с выпускниками.

Задачи тренинга «Жизненные навыки»:

  • мотивация на жизнь, развитие, обучение и трудоустройство, освоение нового опыта;
  • работа с телесными зажимами, самооценкой и внушаемостью;
  • развитие способности жить в негативных переживаниях;
  • развитие стрессоустойчивости;
  • снижение деструктивной конфликтности;
  • тренинг чувства юмора.
  1. Ажнина О. Психологическая поддержка профессионального самоопределения детей-сирот // Воспитание школьников. — 2005.-№7.- С.41-47.
  2. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студентов высш. Пед. Учеб. заведений/ – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
  3. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2007. – 216 с.
  4. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод.пособие/ М.С. Вальдес Одриосола. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. – 63 с., 16 с. Ил.: – (Развитие и коррекция).
  5. Боровик В.Г. Учит жить сама жизнь, если она правильно организована// Детский дом. -2003.-№3.- С.2-3.
  6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика.- М.: Академия, 1999. – 440 с.
  7. Возрастные стандарты социализации детей-сирот. – М., 1999. – 52 с.
  8. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб-метод.пособие. /Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
  9. Галагузова М.А. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2004.-325 с.
  10. Гусев А. Воспитание социальной компетентности у воспитанников детского дома // Учитель. -2003.-№6.-С.12-15.
  11. Егорова М.А. Особенности представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях // Дефектология. -1997.- №6.- С.63-68.
  12. Климина О. Школьные трудности воспитанников детских домов // Начальная школа. -2004.-№2.-С. 31-33
  13. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы/ под науч. Ред. Л.М. Щипицыной, Е.И. Казаковой., СПб., 2000. – 105 с.
  14. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.
  15. 24. Кушев А.К. Служба комплексного сопровождения в образовательном учреждении (методические рекомендации). – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. – 104 с.
  16. Методика и технология работы социального педагога/Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева. -М.: Академия, 2002.-189 с.
  17. Нелидов А.Л. Щелина Т.Т. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.- 2003.-№2.-С.31-39.
  18. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
  19. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Просвещение, 2000. -640с.
  20. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.- М.: ТЦ «Сфера», 2004.-480 с.
  21. Одинцова Л.И. Дорога в жизнь // Источник. -2004.-№3 .- С.17-19.
  22. Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее «измерить»? // Обучение. -2000.-№2.-С.16-17
  23. Попов В.И. Формирование социально-адаптированной личности воспитанников детского дома в процессе трудовой деятельности // Детский дом.-2004.-№3.- С.48-51.
  24. Постинтернатная адаптация выпускников специальных учебно-воспитательтных учреждений для несовершеннолетних. Практическое пособие/Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2002. – 160 с.
  25. Практикум по девиантологии/ Автор-составитель Ю.А. Клейберг. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с.
  26. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. — СПб.: Академия, 2005.-391 с.
  27. Психология адаптации личности/ А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2008. – 479, [1] с.
  28. Психологическая диагностика социального интеллекта личности / Т.Н. Карпович – Мозырь: Содействие, 2007. – 164 с.
  29. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Наталия Георгиевна Осухова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
  30. Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. М. В. Дубровиной, А. Г. Рузской.- М.: Педагогика,2004.- 341 с.
  31. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом/ Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии,2006. – 640 с. С илл.
  32. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). – М.: Издательский дом «Красная площадь», 2007. – 400 с.: с ил.
  33. Сапрынина Т.И. Выпускники не расстаются с детским домом // Детский дом. -2004. -№3.-С. 36-37.
  34. Семья Г. В. Первичное трудоустройство выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М. – 2005.
  35. Семья Г. В., Слугина Н. П. Создание и развитие системы специализированных центров при различных учреждениях и организациях, предоставляющих первичные рабочие места выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М. – 2006.
  36. Фурманов И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечения. — М.: Тесей, 2005.- 160с.
Читайте также:  Проект удлиненной крыши дома