Меню

Старинный проект деревянного дома

Планировка русской избы

Крестьянская изба из бревна испокон веков считается символом России. По мнению археологов, первые избы появились на Руси еще 2 тысячи лет назад до нашей эры. В течение многих столетий архитектура деревянных крестьянских домов оставалась практически неизменной, соединяя в себе всё, что было необходимо каждой семье: крышу над головой и место, где можно отдыхать после тяжелого трудового дня.

В XIX веке самый распространённый план русской избы включал в себя жилое помещение (хату), сени и клеть. Главным помещением была хата – отапливаемое жилое помещение квадратной или прямоугольной формы. В качестве складочного помещения выступала клеть, которая была соединена с избой за счёт сеней. В свою очередь, сени представляли собой хозяйственное помещение. Их никогда не отапливали, поэтому использовать их в качестве жилого помещения можно было только летом. Среди бедных слоёв населения была распространена двухкамерная планировка избы, состоящая из хаты и сеней.

Особенности планировки русской избы

Потолки в деревянных домах были плоскими, их часто подшивали крашеным тёсом. Полы изготавливались из дубового кирпича. Отделку стен проводили при помощи красного теса, при этом в богатых домах отделка дополнялась красной кожей (менее зажиточные люди обычно использовали рогожу). В XVII веке потолки, своды и стены начали украшать росписью. Вокруг стен под каждым окном ставили лавки, которые надёжно крепили непосредственно к самой конструкции дома. Примерно на уровне человеческого роста над лавками вдоль стен обустраивали длинные полки из древесины, которые назывались воронцы. На полках, расположенных вдоль помещения, хранили кухонные принадлежности, а на других – инструменты для мужской работы.

Изначально окна в русских избах были волоковыми, то есть смотровыми окнами, которые были вырублены в смежных брёвнах на половину бревна вниз и вверх. Они выглядели, как небольшая горизонтальная щель и иногда украшались резьбой. Закрывали проём («заволакивали») при помощи досок или рыбьих пузырей, оставляя в центре задвижки маленькое отверстие («гляделку»).

Спустя какое-то время стали популярны так называемые красные окна, с рамой, обрамлённые косяками. Они обладали более сложной конструкцией, нежели волоковые, и всегда украшались. Высота красных окон составляла не менее трёх диаметров бревна в срубе.

В бедных домах окна были настолько маленькими, что, когда их закрывали, в помещении становилось очень темно. В богатых домах окна с наружной стороны закрывали при помощи железных ставней, часто используя вместо стекол куски слюды. Их этих кусочков можно было создать различные орнаменты, расписывая их при помощи красок изображениями травы, птиц, цветов и т.д.

Внутреннее убранство русской избы

Примерно с XVI до конца XIX века планировка русской избы оставалась практически неизменной: у задней стены жилья располагалась русская печь, обычно в левом или правом углу, повернутая челом в сторону окон. Спальное место для членов семьи обустраивалось на печи, а под потолком от печи устраивали полати (настил для хранения вещей или нары для сна). По диагонали от печи располагался передний, «красный» угол, где обычно ставили стол. Место напротив печи называлось упечью и предназначалось для приготовления еды, отделялось, как правило, при помощи дощатой доски или занавеси. Вдоль стен ставили длинные лавки, а над ними на стене обустраивали полки.

С одной из боковых сторон печи пристраивали ящик из досок, откуда по лестнице можно было попасть в подполье. От боковой стены до входной двери располагалась широкая лавка, которая с боков была забрана досками. Очень часто её широкая боковая доска была вырезана в форме конской головы, благодаря чему такая лавка получила название коник. Коник предназначался для хозяина дома, поэтому считался мужской лавкой. Резьба украшала не только коник, но и многие другие элементы интерьера.

Стандартная планировка жилой части русской избы

Задняя часть избы, которая находилась под полатями, служила прихожей. В холодное время года в этой части помещения содержался домашний скот (поросята, овцы, телята), незнакомые люди обычно за полати никогда не заходили. Между полатями и обеденным столом, как правило, ставили ткацкий станок, что позволяло женщинам заниматься различными видами рукоделия. Во многих русских избах вплоть до XIX века кровати, как таковые, отсутствовали, и их роль выполняли лавки, полати, печи и другие подходящие для этого элементы меблировки.

Полная планировка русской избы Вернуться к оглавлению

Читайте также:  Проект крыш частных домов с мансардой

Русская народная изба в современном строительстве

Во время строительства русских домов часто используются приёмы, которые были распространены на древней Руси: рубки углов, способы крепления перерубов для пола и потолочных балок, методы обработки и возведения срубов, последовательность сборки и рубки бруса и т.д. При рубке часто используют круглые бревна или бревна, распиленные вдоль. Помимо этого, в западных регионах страны часто применяются брёвна, которые обтёсаны с четырёх сторон (пластины, брусья). Такой способ был известен ещё кубанскому и донскому казачеству.

Соединение брёвен в срубе осуществляется при помощи глубоких выемок, расположенных на углах. Испокон веков самым распространённым способом у русских было врубание одного бревна в другое, при этом с концов брёвен оставалось небольшое расстояние (в чашу, в угол, в обло).

Конструкция рубленой избы

На сегодняшний день не менее популярным способом является рубка угла на концах брёвен «в лапу», то есть без остатка. Использование такого приёма позволяет увеличить размеры жилья (при тех же самых затратах материала). Чтобы брёвна прилегали друг к другу плотнее, в верхнем бревне необходимо прорубить продольный паз, который в дальнейшем конопатят просушенным мхом или паклей. Реже применяют столбовой метод сооружения стен, подразумевающий выкладывание стен из горизонтально уложенных досок или брёвен. В этом случае, крепление их концов происходит в пазах вертикальных столбов. Больше всего такая технология распространена в южных районах страны.

Схема соединения брёвен в избе без остатка

Значительные изменения претерпели конструкции и материал покрытия. На сегодняшний день при обустройстве русских изб часто используют двускатные или четырёхскатные типы крыш, стропильные конструкции, кроме этого, распространены карнизы, защищающие стены дома от воздействия осадков. Всё больше находят применение современные кровельные материалы (шифер, черепица, железо), хотя, в зависимости от той или иной местности, люди не забывают об использовании традиционных кровельных материалов (например, камыш в южных регионах).

Немало внимания в проектах современных деревенских домов уделяется внешнему облику жилья. Современные приемы архитектурной отделки позволяют сочетать в себе традиции прошлого и создание новых форм. Сейчас дома, как правило, характеризуются наличием больших окон и светлыми оттенками в оформлении фасада или внутреннего интерьера. В последнее время обшивка тесом и штукатурка, предохраняющие стены дома от воздействия внешней среды, становятся обязательным пунктом любого строительства.

Вместе с этим, оформление жилья не обходится без раскраски стен фасада. Стены рубленых домов обычно окрашивают в один цвет, а архитектурные детали (карнизы, наличники окон, фронтоны и т.д.) – в другой. Кроме этого, декоративные детали из древесины часто украшаются резьбой.

Современный деревянный дом в стиле русской избы

В современном русском сельском строительстве распространены различные типы жилых домов, но самым популярным остаётся тип индивидуального одноквартирного дома. Благодаря наличию приусадебного участка и хозяйственных пристроек такой тип жилья максимально приближен к традиционному варианту.

Как выглядели традиционные крестьянские дома Средней полосы России и Русского Севера

В разных регионах России крестьянские дома имели свои специфические черты, максимально отвечающие природным условиям и характеру хозяйствования. На Севере и в Сибири строили огромные дома, где под одной крышей были объединены жилые помещения и хозяйственные постройки. Это позволяло максимально сохранять тепло и не покидать пределов дома в холодное время года. Для центральной части России были характерны дома поменьше, часто одноэтажные, с пристроенным хозяйственным двором. В степной зоне дома строили, как правило, из самана или камня, с отдельно стоящей летней кухней и хозяйственными постройками.

Традиционные жилые дома в Пяльме, Республика Карелия

Дома в селе Никольское, Вологодская область

Дом недалеко от Углича, Ярославская область

Старый саманный дом в селе Пыховка, Воронежская область

Традиционных домов в деревнях, особенно в Средней полосе России, становится с каждым годом все меньше. На Русском Севере старинные деревни пока еще живы, но и они постепенно пустеют, молодежь уезжает в города. В наши дни фактически единственным местом, где можно увидеть, как в прошлом выглядел снаружи и внутри типичный крестьянский дом, являются музеи деревянного зодчества. Там представлены в основном дома второй половины XIX века.

Деревянные дома в музее деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале

Музей деревянного зодчества Вологодской области «Семёнково» близ Вологды

Музей деревянного зодчества «Щелоковский хутор» в Нижнем Новгороде

Читайте также:  Проект дома для аренды

Музей деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде

Основным жилым помещением была изба — теплая часть дома, которая отапливается печью. Самый простой дом состоял из одной избы — четырехстенка. К нему часто пристраивали холодные помещения — сени, задерживающие холодный воздух с улицы и горницу (летнее жилое помещение) или клеть (хозяйственное помещение). Также строили избы-пятистенки и шестистенки.

Помещения под полом, которые использовались для хранения овощей и домашних заготовок, а также содержания домашней птицы и прочей живности, называли подпольем, подклетом или подызбицей. Дом окружала завалина, или завалинка — слой земли, торфа или опилок, выполнявший роль утеплителя. Дома побогаче строили на кирпичном фундаменте. Крыши, чаще всего двухскатные, обычно крыли дранкой (щепой) или тесом. Дома победнее крыли соломой.

На Русском Севере обычно строили большие дома, состоящие из нескольких изб. Например, некоторые дома Заонежья насчитывали до восьми изб! Первый этаж, где держали скот, был высоким. К дому примыкал большой хозяйственный двор. В Средней полосе дома были значительно меньше.

Жилой дом в Пяльме, Республика Карелия

Копия жилого дома крестьянина Е.А.Костина 1817 года из деревни Верховье Великогубской волости. Усадьба Богословка

Жизнь крестьянина была трудна и всецело зависела от милостей природы. Поэтому он старался обезопасить себя и свою семью с помощью многочисленных сакральных символов и знаков. Каждый элемент дома и предмет мебели имел, помимо утилитарного, еще и символическое, сакральное значение, защищая домочадцев от темных сил.

Фасад дома обычно украшали резьбой, в некоторых регионах расписывали. Традиционные карельские дома более лаконичны.

Дом крестьянина-середняка Волкова. Суздаль

Резьба по дереву. Суздаль

Дом XIX века. Суздаль

Дом Копылова. Семенково

Дом Павловой. Щелоковский хутор

Изба Екимовой. Витославлицы

Первым помещением, куда попадали в дом, были сени, которые предохраняли жилые помещения от холодного воздуха. Двери в доме были низкими, чтобы максимально сберечь тепло в холодное время года.

Дверной замок. Семенково

В сенях хранили необходимые в повседневной жизни вещи, сушили целебные травы, из которых потом заваривали чай и делали лечебные отвары. Летом сени часто использовали в качестве жилого помещения.

Сушеные травы. Суздаль

Сени. Щелоковский хутор

Важнейшая и самая теплая часть дома — изба. Здесь вся семья жила в холодное время года, поэтому организация пространства была стандартной и продуманной до мелочей. От местонахождения печи относительно входа зависело расположение остальных элементов избы — лавок, окон и т.п. В зависимости от этого хозяйке было удобно или неудобно прясть. Если печь находилась слева от входа, то это была «изба-пряха», а если справа — «изба-непряха».

Дом Пудовой. Семенково

Изба Обуховой. Щелоковский хутор

Самым светлым и почетным местом в доме был Красный угол. Здесь находилась божница с иконами, перед которыми висела лампада. В домах победнее ограничивались одной иконой. Вешать иконы на гвоздь запрещалось, поскольку гвозди символизировали распятие Христа. На Пасху божницу украшали вербой, на Троицу — веточками березы и цветами. Рядом на стену вешали лубочные картинки из журналов, позднее — семейные фотографии.

Красный угол и обеденный стол в доме крестьянина-середняка. Суздаль

Красный угол. Александров

В Красном углу происходили все важнейшие события в жизни семьи. Гость, входящий в дом, сначала крестился на иконы, а уже потом здоровался с хозяином. Около Красного угла сватали невесту, отсюда её увозили на венчание в церковь. Здесь же торжественно устанавливались первый и последний снопы. Перед Красным углом стоял стол, на котором лежал каравай хлеба и стояла солонка с солью. Скатертью стол обычно накрывали только перед едой.

Красный угол. Витославлицы

Снопы. Щелоковский хутор

Вдоль стен шли лавки. Справа от входа стоял коник — широкая лавка-ящик с откидной крышкой, рабочее место мужчины (большака), внутри которого хранился рабочий инструмент. Здесь мужчины занимались мелким ремеслом. Женщине садиться на коник считалось неприличным. От коника до Красного угла шла долгая, или бабья лавка, на которой сидели крестьянки за работой — прядением или шитьем. Около неё подвешивали люльку.

Коник и люлька. Суздаль

Лавка напротив входа называется красной. Здесь занимали место самые почетные гости, а во время церемонии бракосочетания сидели жених и невеста. Параллельно лавкам, над окнами идут длинные верхние полки — полавочники. Здесь хранили различные небольшие предметы, наиболее ценные из которых, например, Четверговую соль, ставили ближе к Красному углу. Кроме того, полавочники несколько задерживали оседающую с потолка копоть.

Читайте также:  Проект загородного дома 250 м

Изба в доме Жукова. Семенково. Слева — красная лавка, справа — долгая, или бабья

По диагонали от Красного угла находится печь — сердце дома. Само слово «изба» происходит от названия «печь» — истьба, истопка. Традиционно печи топили по-черному, обычай топить по-белому распространился только с XVII-XVIII веков, бедняки же продолжали топить по-черному до конца XIX века, а некоторые и позднее.

Русская печь. Суздаль

Печь служила не только местом приготовления пищи, но и использовалась в качестве домашней больницы, лечившей не хуже русской бани. В печи мылись. В сильные холода около печи держали новорожденный скот и домашнюю птицу.

Печь в доме Храпова. Семенково

Печь считалась местом языческим, противоположностью освященного иконами Красного угла. Считалось, что под печью живет домовой, а через трубу в дом может проникнуть всякая нечисть. От «чистого» пространства избы печь отделяли занавеской. Это было «бабье царство», мужчинам, особенно посторонним, находиться здесь не разрешалось.

Рядом с печью подвешивали рукомойник с лоханью под ней, стояла лавка-посудник, на которую хозяйка ставила горшки из печи и свежеиспеченный хлеб.

Русская печь и кухонная утварь в избе Обуховой. Щелоковский хутор

Напротив печи находится бабий кут, или бабий угол. Здесь хозяйка (большуха) готовила, стряпала. Почти обязательной принадлежностью дома был самовар, олицетворение достатка, благополучия и уюта. Его передавали по наследству, дарили, передавали в качестве приданного.

Бабий кут. Суздаль

Бабий кут. Суздаль

Хозяева спали на узкой двухспальной кровати (если таковая имелась), дети — на полатях под потолком и на лавках, старики и больные — на печке.

На печке, Семенково

Кровати в крестьянских домах появились в конце XIX века, став свидетельством проникновения в село городской культуры. Двуспальную хозяйскую постель ставили на месте коника.

Со второй половины XIX века в богатых домах появляется немало предметов городского быта: стулья, керосиновая лампа, часы-ходики, фотографии членов семьи, неизменная швейная машинка «Зингер» и др.

Изба в доме зажиточного крестьянина. Суздаль

Интерьер избы Екимовой. Витославлицы

Городские предметы мебели в крестьянском доме. Семенково

С другой стороны к сеням примыкает клеть, или горница — полужилое, полухозяйственное помещение, где обычно хранили продуктовые запасы и одежду. Здесь же в сундуках лежало приданное. В теплое время года её использовали в качестве спальни, проводили первую брачную ночь новобрачные.

К дому обычно примыкал хозяйственный двор. На Русском Севере традиционно их строили большими, в несколько раз превышающими площадь жилых помещений. В этнографических музеях-заповедниках можно увидеть наиболее типичные предметы, характерные для того или иного региона.

Дом с большим хозяйственным двором. Семенково

Хозяйственный двор, Суздаль

Хозяйственный двор, Суздаль

Хозяйственный двор, Витославлицы

Хозяйственный двор одного из домов в Семенково

Недалеко от домов строили амбары, овины, колодцы и другие хозяйственные постройки. У реки ставили баню, которая, обычно, топилась по-черному.

Хозяйственные постройки в усадьбе Жукова. Семенково

Баньки в деревне Пяльма на берегу реки Пяльмы

Однако не стоит забывать, что в музеях крестьянские дома выглядят намного лучше, чем они были в реальной жизни, когда в них жили люди.

Кутузовская изба в Филях. А.К.Саврасов, 1884 год. 1 (13) сентября 1812 года здесь состоялся знаменитый военный совет, на котором было принято решение оставить Москву и отступить. Этот дом выбрали потому, что он был самым большим в деревне, в нем проживало 16 человек.

Бедняки жили в еще более ветхом жилье, которое, естественно, до наших дней не сохранилось и не попало в этнографические музеи, оставшись лишь в воспоминаниях современников, а также запечатленными на картинах и старых фотографиях.

Пейзаж с избушкой. А.К.Саврасов, 1866 год

Так что не будем идеализировать прошлое. Люди в то время жили по-разному: кто-то — хорошо, а кто-то — очень плохо. Как и сейчас, впрочем.

Этнографические музеи и интересные места, связанные с деревянным зодчеством:

В статье использованы материалы:

  • Любар Е.А., Максимова Н.В. Музей деревянного зодчества. Путеводитель. 2-е издание. Владимир, 2016.
  • Информационные материалы Музея деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале.
  • А.А.Маслова, Ю.В.Маслов. Традиции Ярославского края. Рыбинск, 2018.
Adblock
detector